"Чистосердечное признание бывших премьеров латвийскому народу
"Чистосердечное признание бывших премьеров латвийскому народу
Их было четверо, и они не стеснялись признавать свои ошибки… Да, в среду вечером в программе SastrEgumstunda («Час пик») на ЛТВ–1 четверо бывших премьеров весьма откровенно говорили о том, как мы дошли до жизни такой. Анализ 22 лет латвийской независимости согласились провести один из самых ранних премьеров ЛР Валдис Биркавс, премьер жирных лет Айгарс Калвитис, недолгий премьер Индулис Эмсис и бывший глава правительства Эйнарс Репше — единственный из этой четверки, который уже практически вернулся в большую политику.
Ведущая эфира Илзе Нагла пыталась выяснить, как же могло случиться, что в нашей стране так быстро все прихватизировали, причем стратегические отрасли и компании оказались в руках иностранцев. «Честно говоря, мы были совершенно неопытные политики, все приходилось осваивать на ходу. Западные же политики и бизнесмены приезжали сюда с большими деньгами и пытались убедить всех, что нужно все быстро продать, что частный бизнес намного эффективнее государственного… Вот так все случилось. Хорошо еще, что мы — и я приложил к этому руку — не допустили приватизации и расчленения стратегических предприятий: „Латвэнерго“, „Латвияс дзелжцельш“ и сегодня находятся в собственности государства. Я недавно был в Грузии, так там они плачут от того, что сделано — у них приватизировано все, включая железную дорогу, энергосети и даже водные каскады!» — признался Индулис Эмсис. Он выразил надежду, что у нынешних властей хватит ума не отдавать в частные руки стратегические объекты.
В свою очередь Айгарс Калвитис распродажу земли и бизнеса иностранцам объяснил… менталитетом латышей и вообще наших предпринимателей. «У наших людей не хватает терпения, они не хотят 10–15 лет вести свой бизнес, чтобы сделать его успешным. Они сразу же покупаются на быстрые деньги от иностранцев и поэтому очень быстро все распродают. Кроме того, нас душит зависть. Для латыша спокойнее, если рядом с ним будет жить зажиточный иностранец, и латыши очень плохо себя чувствует, если рядом с ним живет более богатый латыш», — считает экс–премьер.
«А как могло случиться, что из Латвии только в последние годы выехали около 300 тысяч человек?» — спросила строго у бывших премьеров ведущая прямого эфира.
«Я сам, будучи премьером, уговаривал наших западных коллег быстрее открыть рынки труда своих стран. Даже не думал, что после этого хлынет такой поток латвийцев за границу! Такого, честно говоря, я не предполагал», — признался А. Калвитис.
Журналистка Илзе Нагла хотела также выяснить у бывших премьеров, были ли допущены ошибки в интеграции общества. «Почему многие русские, которые с нами стояли на баррикадах, выступали за независимость, потом были лишены гражданства? Разве это не было ошибкой?» — поинтересовалась ведущая программы.
«Конечно, ошибок было допущено много! Уже само слово „интеграция“ — ошибка! Любой человек по своей сути не хочет, чтобы его куда–то интегрировали, он хочет быть самим собой. Я, кстати, не поддерживал тот Закон о гражданстве, был против квот на натурализацию, которые впоследствии отменили», — сказал Валдис Биркавс, который был премьером, когда сейм и принял первую редакцию Закона о гражданстве. Он также убежден, что основной раскол общества произошел во время так называемой реформы русских школ, когда дети вышли на улицу. С ним полностью согласился Индулис Эмсис: «Дров много наломали! Я в тот период был премьером и пытался успокоить население, говорил русским, что они нужны Латвии. Увы, я наблюдаю, что периодически кто–то устраивает какую–то провокацию, с тем чтобы снова расколоть общество. Вот сейчас на очереди новая провокация — преамбула к конституции».
И Эйнарс Репше был вынужден признать, что в межнациональной сфере допущены серьезные ошибки.
«Нужно было давать гражданство русским тогда, когда они были готовы его брать. Например, накануне нашего вступления в ЕС. Но мы этого не сделали. В результате сложилась парадоксальная ситуация: Россия говорила латвийским русским — берите наш паспорт, а Латвия своим русским говорила — мы вовсе не заинтересованы в том, чтобы вы становились нашими гражданами», — заключил И. Эмсис.
«На житейском уровне у нас нет никаких проблем. Я 15 лет работал и работаю бок о бок с русскоязычными, и у нас за все эти годы не было ни одного конфликта на этнической или иной почве», — признался А. Калвитис и добавил, что все эти годы в политике были очень сильны националистические силы и они диктовали свои условия остальным. «Так, к сожалению, было», — заключил экс–премьер. А приглашенный в качестве эксперта председатель Федерации пенсионеров А. Силиньш заметил: «Политики виноваты в расколе общества, они убедили народ в том, что у нас во всем виноваты русские».
Конечно, никогда не поздно признать свои ошибки. Но зачастую бывает уже слишком поздно их исправлять…”
***
Вы думаете, что украинским премьерам не придётся так же каяться лет через 15?
И я тоже думаю, что не придётся.
А всё потому, что латвийские премьеры были честными дураками, которых использовали для закабаления Латвии ушлые европейские колонизаторы.
А украинские премьеры сплошь прожжённые жулики. Которые отрабатывают себе освобождения от международного преследования за уголовные преступления против своего народа.
Большая разница, как вы понимаете…
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.