В середине августа президент России, как ожидается, совершит турне по Каспию. Не исключено, что Путин посетит и иранский порт Анзали, где встретится с новым главой Исламской республики Хасаном Роухани. Предстоящую встречу называют знаковой. Между тем, как стало известно газете ВЗГЛЯД, полномасштабный визит в Иран с посещением Тегерана все еще под вопросом.
12 августа президент России Владимир Путин намерен посетить иранский порт Анзали, где он может встретиться с новым главой Исламской республики Хасаном Роухани.
Информацию о грядущем визите накануне подтвердила иранская сторона. Как сообщил глава ирано-российского парламентского комитета дружбы Мехди Санаи, российский лидер прибудет в страну по Каспийскому морю. «Во время визита Путина будут обсуждаться международные, региональные и двусторонние вопросы», – сказал он, добавив, что две страны должны повысить координацию по ядерной проблеме Ирана.
По словам Санаи, также будут обсуждены вопросы изменения повестки дня переговоров между Ираном и странами «шестерки» посредников, передает Trend.
В Москве о визите говорят уклончиво. «Пока не могу это подтвердить. Много визитов готовится, но как только они будут согласованы, о них будет сообщено», – заявил ранее РИА «Новости» пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.
По данным генерального директора Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, планировалось, что это будет турне главы российского государства по прикаспийским странам, а не официальный визит в Иран. «В рамках этой поездки он намерен встретиться с главами государств в портах. Такое же предложение поступило и вновь избранному иранскому президенту – встретиться в порту Анзали», – рассказал он.
По словам Сафарова, на данный момент не все протокольные вопросы урегулированы, поскольку иранская сторона настаивает на посещении Путиным Тегерана и встрече с духовным лидером страны аятоллой Хаменеи. «Для этого ему могут направить президентский самолет. По иранской ментальности такой скоротечный визит столь высокого гостя, без посещения духовного лидера – это на грани оскорбления. Пока протокол Кремля от этого шага отказывается, поскольку он срывает график других мероприятий», – добавил он.
Напомним, что в августе в то же время Путина ждут и в Баку, где у него должна состояться встреча с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым. Тогда же, по данным газеты ВЗГЛЯД, будут подписаны некие соглашения между двумя государственными нефтяными компаниями – Роснефтью и SOCAR.
В Баку одновременно с Путиным прибывает и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. Если состоится трехсторонняя встреча в верхах, то она может стать важным этапом в подготовке четвертого Каспийского саммита, который должен пройти до конца года в России (в нем также примут участие главы Туркменистана и Ирана).
Несомненно, что подготовка к Каспийскому саммиту будет обсуждаться и на переговорах Путина в Иране. Сафаров считает, что визит главы российского государства в Иран можно расценивать как желание Путина выстроить отношения с новым президентом страны Хасаном Роухани. «Путин прекрасно понимает, что Иран является важным игроком в данном регионе, и он намерен расчистить поле для диалога от того политического мусора, который появился между странами. И то, что инициатива Путина посетить Иран исходит из Кремля, как раз призвано вызвать позитив у иранского руководства», – сообщил он газете ВЗГЛЯД.
Основным предметом возможных переговоров, по мнению эксперта, станет урегулирование проблемы, связанной с поставками в Иран российской системы ЗРК С-300 и иранским иском к России на сумму более 4 млрд долларов.
Прим. В. Зыкова. Взамен С-300 Россия предлагает его усовершенствованную версию «Антей-2500», она же С-300ВМ. Вероятно, она несколько дороже, потому и дополнительные переговоры нужны. Два дивизиона этих комплексов уже поставлены в Венесуэлу. Отличия, данные из Википедии:
Высокая степень автоматизации и использование высокопроизводительных компьютеров
РЛС с фазированной антенной решёткой
Усовершенствованные методы обработки информации с РЛС
Высокая защищённость от мер радиоэлектронной борьбы (РЭБ)
Высокая готовность к автономным действиям
Высокая мобильность
Значительная боевая мощь, независимо от тактики воздушной атаки
Вертикальный запуск ракет из транспортного пускового контейнера
Периодичность обслуживания ракет — не менее 10 лет
Возможность поражать баллистические ракеты, летящие со скоростями до 4500 м/с
В отличие от прототипа ЗРС С-300ВМ «Антей-2500» способна с более высокой эффективностью решать задачи нестратегической противоракетной обороны и перехватывать БР с дальностью пуска до 2500 км, а также поражать аэродинамические цели на дальности до 200 (250) км. За счет использования новых технологий и элементной базы были значительно повышены возможности радиолокационных и огневых средств ЗРС, средств автоматизированного управления процессом боевой работы, а также общая помехоустойчивость всей системы.
Вторым вопросом станет ядерная энергетика. «И Россия, и Иран хотят серьезного прорыва в этом вопросе. Бушерская АЭС является важным примером плодотворного сотрудничества между двумя странами, но этот проект имеет тяжелый имиджевый шлейф, поскольку реализовывался он на протяжении 14 лет. Россия изъявила желание доказать Ирану, что готова строить новые объекты не по 14 лет, а за три–четыре года. Сотрудничество в ядерной сфере не менее прибыльное, чем в военно-техническом плане.
И третий вопрос – это вопрос региональной безопасности. Сторонам есть что обсудить. Это и Сирия, и Египет», – резюмировал он.
Примечательно, что это будет первая встреча президента России с впервые избранным президентом Ирана Хасаном Роухани, которая состоится через неделю после намеченной на 3 августа инаугурации. Они встречались и раньше, в 2007 году, но тогда Роухани не был президентом: он занимал пост секретаря Высшего совета национальной безопасности и вел переговоры по ядерной программе.
Для Путина же это станет вторым визитом в Иран в качестве президента страны. В 2007 году он принимал участие во втором Каспийском саммите. Тогда он встретился с духовным лидером Ирана аятоллой Хаменеи и президентом Махмудом Ахмадинежадом. Примечательно, что до Владимира Путина ни один советский и российский лидер не был в Иране со времен Тегеранской конференции 1943 года. В 2007 году активизировались российско-иранские отношения, которые, впрочем, вновь резко ухудшились после отмены контракта на поставку Ирану ЗРК С-300.
Стоит отметить, большая часть российских экспертов уверены, что новый президент Ирана готов к переменам и возлагает большие надежды на Россию. «Избрание новым президентом Роухани, представителя иранского духовенства, человека либерально-реформаторских взглядов, по-новому отразится на жизни иранцев и на внешней политике. В своих выступлениях он неоднократно указывал, что готов к переменам как во внутренней, так и внешней политике. Сейчас ключевой проблемой Ирана, и не только Ирана, но и всего мира, является ядерная программа, решение которой зашло в тупик благодаря усилиям Ахмадинежада и его переговорщиков. Можно говорить, что с приходом Хасана Роухани начинается новый этап развития Исламской республики. Показательным является тот факт, что новый президент возлагает большие надежды на Россию, поскольку роль Москвы в переговорном процессе по ядерному вопросу чрезвычайно велика», – заявил газете ВЗГЛЯД профессор, сотрудник Института востоковедения Владимир Сажин.
Самым правильным решением вопроса, как считает эксперт, является предложение главы внешнеполитического ведомства России Сергея Лаврова, который считает, что нужно поэтапно разрешить проблемы. «Против Ирана выдвинута масса санкций, и только постепенные взаимные уступки помогут сдвинуться проблеме. Это, несомненно, положительно отразится на экономике страны и не только», – заявил Сажин.
Он считает, что Иран и Россия имеют общие интересы в данном регионе, и найти общий язык лидеры двух стран смогут. Впрочем, каких-либо серьезных документов между сторонами подписано не будет. «Нельзя забывать о том, что духовный лидер Ирана Хаменеи за переговоры по всем направлениям. С ним у Владимира Путина, скорее всего, тоже состоится встреча. Никаких документов сейчас подписано не будет, поскольку Роухани еще не успеет сформировать свой Кабинет министров. Кабинет министров будет сформирован через два месяца. Но это очень важный визит для начала новых отношений между Россией и Ираном, ищущим новый курс в политических и других двусторонних отношениях», – добавил эксперт.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.