Ранее мы уже рассказали, кто является кандидатами и каково их прошлое, впрочем был дан самый минимум информации, В этой статье автор хотел бы рассказать кое-что о дебатах, но главное обозначить политические позиции ведуших кандидатов. Рассказать о всех кандидатах подробно в одной статье - дело совсем не простое, поэтому задачи такой нет. Правильнее было бы наверное обозначить политические горизонты, доступные этому кандидатскому пулу, а уж потом, возможно в следующей статье, мы сможем увидеть и кое-какие детали. Уже перед самыми выборами, мы займемся неблагодарным, крайне рискованым, но таким любимым нашими читателями делом – постараемся предсказать итоги выборов. Хочу лишь отметить, что в данном случае прогнозировать будет совсем не легко.
Первые из трех дебатов, собственно говоря, ничего не могли определить, но, тем не менее, были очень важными. В то короткое время, которое было отведено каждому из восьми кандидатов, слушателям удалось лишь услышать, что думают кандидаты по главному вопросу – развитию страны. Это, вообще-то, главный вопрос для Ирана сегодня. В условиях международных санкций, уже приведщих к девальвации около 70% (данные contrpost.com) иранской валюты, дальнейшее развитие страны, даже владеющей значительными запасами нефти и газа, в условиях международных санкций, похоже на серьезный вызов.
Нужно сказать, что по некоторым оценкам, кто бы не победил в президентской гонке, курс Ирана не будет прорывным. Ни один из кандидатов не может быть оценен как однозначно прозападный кандидат. Тем не менее, те, кто хотели бы хоть как-то наладить отношения Ирана с Западом, выглядят гораздо слабее чем те, кто отстаивает курс независимости и суверенного промышленного и энергетического развития, включая строительство новых АЭС.
Собственно говоря, с развитием у Ирана все обстоит не так плохо. За последние несколько лет Ирану удалось многое и удалось бы еще больше, если бы не международные санкции. В таких условиях развиваться совсем не легко. Тут выбор обстоит так же как у многих других стран: либо далекое, независимое будущее, через полуголодное развитие, либо сладкое западное рабство. Нужно сказать, что если Иран Запад не терпит, то и Россию Иран тоже не очень любит. Иран - это страна с населением 79 миллионов (по другим данным 75 млн.), с очень сильно выраженной независимостью (иммигранты, проживающие за границами Ирана, до сих пор называют эту страну Персией).
Вот исходя из этих позиций и следует рассматривать перспективы исхода выборов. Ко всему вышесказанному следует добавить, что Иран - свободная для выезда и вьезда страна, в Европе проживает значительная иранская диаспора, которая обязательно постарается повлиять на результаты выборов. Так какие, все же, перспективы выборов? Было бы наверное правильно познакомить с некоторой диспозицией.
Кандидат Мохаммад-Реза Ареф, который считает себя реформистом выступил с весьма агрессивной речью. Он заявил, что происходящие дебаты есть унижение для кандидатов. Совершенно понятно, что он попытался взорвать ситуацию, для того чтобы выделить группу лидеров, от остального болота, что в принципе можно определить как правильную тактику. Однако в своем стремлении критиковать власть, этот кандидат был не оригинален. Все кандидаты избегали говорить о, экономических проблемах, понимая, что простых рецептов тут не будет.
Чего опасаются кандидаты можно понять из графиков по результатам прошлых выборов. Тогда в президентской гонке участвовали два кандидата: Махмуд Ахмадинежад и его противник, реформатор Мир-Хосейн Мусави. Кстати сказать, господин Мусави уже на протяжении более двух лет, находится под домашним арестом, после попыток организовать уличные беспорядки. Так вот, по графикам видно, где в итоге победил Ахмадинеджад. На другом графике, где цвета меняются согласно процентного соотношения проголосовавших, победа Ахмадинеджада уже не выглядит такой убедительной.
В такой ситуации, когда жизнь становится все тяжелее, вполне возможно, что недовольство граждан Ирана заставит склониться чашу весов в сторону реформ Запада, однако тут не все так просто. Третий график сравнивает возрастные группы Великобритании и Ирана. Мы видим, что в Иране очень многочисленна возрастная группа 15-44 лет. Молодые граждане Ирана превосходят граждан Великобритании той же возрастной группы и в количественном и в процентном соотношении в своих странах. В то же самое время именно эта возрастная группа будет самой активной в случае уличных беспорядков. Вот эту возрастную категорию каждому конкуренту и нужно перетащить на свою сторону.
Вот за этих молодых людей и борются те, кто сегодня старается расшатать ситуацию в Иране. В статье «Иран. Есть выборы – есть проблемы!» автор уже говорил, что в Иране уже задержаны некие иностранцы, которые прибыли в страну специально для того, чтобы устроить беспорядки в стране после выборов. Из этого можно сделать вывод, что никто не считает возможным выигрыш прозападных, или сказать по-иному, реформистских кандидатов. Значит, следует ожидать кровопролития. Навряд ли иранским спецслужбам удалось перехватить всех диверсантов. Все равно кто-то остался, и обязательно будут предприняты попытки устроить уличные неповиновения и перевести это в продолжение Арабской весны.
Есть и еще один вывод, который может показать, кто в этом заинтересован в первую очередь. Если даже при отрицательном раскладе и минимальном шансе на успех кто-то планирует операцию, это значит только одно: У этого государства просто нет возможности ждать. Что-то совсем неприемлимое происходит в Иране, что ни в коем случае не может допустить то государство, которое посылает в Иран диверсантов. Учитывая суровый норов иранского правосудия, вполне можно предположить то, что некоторых из этих людей просто повесят.
Можно сказать, что процесс уже пошел. Стало известно, что после митинга одного из кандидатов, Хасана Рухани, полиция стала задерживать людей, выходивших с митинга. Необычным кажется здесь то, что задерживали не всех митинговавших. Полиция точно знала, кого она искала и именно этих людей выдергивали из толпы и задерживали. Похоже, в иранской полиции никто не дремлет. Сегодня можно сказать, что для иранского общества, все пока выглядит как обыкновенные выборы, но уже сейчас ясно, что выборы обычными не будут.
Выиграть выборы в Иране и скинуть власть аятолл - это единственный выход, потому что по-другому силовыми методами, США сегодня не могут влиять на Иран и самое главное, на разводки Иран не поддается. Сегодня Иран сам водит весь Запад за нос и это пожалуй может косвенно говорить о том, что у этих людей не только против Запада есть план, но и как выиграть выборы им тоже понятно. Еще нужно сказать, что во многом всё будет по-прежнему зависеть и от России. Как мы знаем, Россия негласно участвует во всех выборах, будь то Иран, Германия или Франция.