Образ «первой страны мира» теряет последние остатки привлекательности
Образ «первой страны мира» теряет последние остатки привлекательности
Аналитический Левада-Центр провел социологический опрос на тему отношения жителей России к США и получил довольно симптоматичные результаты. Две трети граждан России считают Америку страной, имманентно склонной к идеологически мотивированным военным интервенциям: 67 % с большей (22 %) или меньшей (45 %) уверенностью положительно ответили на вопрос: «Будут ли США продолжать политику устранения военными средствами режимов, которые они считают "антидемократическими"?».
Отрицательный ответ дали соответственно 2 и 9 %% опрошенных.
То есть, подавляющее большинство жителей страны не верит в способность США жить в мире и не вмешиваться во внутренние дела других стран. Можно считать это неким проявлением «американофобии» или «остаточным последствием советской пропаганды» - но эти настроения носят не убывающий, а нарастающий характер.
Десять лет назад, в 2003 году 24 % граждан полагали, что России нужно стремиться к сближению с Америкой, сегодня их стало 12 %. Десять лет назад 38 % считали, что нужно соблюдать большую дистанцию в отношениях с США – сегодня их стало 43 %
Причем, если до 2010 года уменьшение числа стремящихся к сближению (в названном году – 13 % против 24 % в 2003) происходило на фоне увеличения тех, кто хотел сохранения прежних отношений (соответственно 29 и 40 %), то сегодня видна другая тенденция – сокращается не только число желающих сближения (12 %), но и число желающих сохранять прежние отношения (31 %).
Хорошего в этом мало, но такие настроения - не остаточные предрассудки, а реакция на происходящее.
США/НАТО сегодня:
1. Дважды осуществили агрессию против Югославии, расчленили ее на части, отторгли часть территории и уничтожили как единое государство;
2. Вторглись в Ирак. Свергли национальную власть и оккупировали страну, установив там марионеточный режим;
3. То же самое сделали и в Афганистане;
4. Подготовили, организовали и развязали войну саакашвилевского режима против России и взяли его под открытую защиту после военного поражения;
5. Осуществили агрессию против Ливии, подвергли варварским бомбардировкам, свергли национальную власть, убили лидера страны, привели к власти вообще варварский режим;
6. Развязали гражданскую войну в Сирии, практически участвуют в ней на стороне своих сателлитов, готовят военную агрессию против страны;
7. Угрожают войной суверенному Ирану;
8. Свергли национальное правительство в Тунисе и Египте;
9. Свергли национальное правительство в Грузии и установили там марионеточный диктаторский режим – а по сути - оккупировали страну. Вплоть до лишения ее права говорить на родном языке: главное требование в Грузии при приеме на госслужбу и при получении диплома о высшем образовании во времена диктатуры Саакашвили – свободное владение языком США;
10. Частично, то же самое осуществили или пытались осуществить в Сербии и на Украине.
Тринадцать актов агрессии. Причем шесть из них – прямые военные вмешательства. Против четырех, включающих один вооруженный, у Гитлера к 1941 году. Слова произносятся разные – действия аналогичные.
Да, США могут сказать, что в Афганистане они действовали в порядке самообороны. Но и Гитлер мог сказать, что в Рейнской области он действовал, защищая суверенитет Германии.
Как будто бы нелепо сравнивать демократические США – с фашистской Германией. Но ведь убитым американцами ливийцам, иракцам, сербам и сирийцам – от этого не легче. По масштабу и числу актов агрессии США давно и намного превзошли гитлеровскую Германию предвоенной поры.
По осенним данным (
При этом конечно, Америка – великая страна. В первую очередь не в своей военной и экономической мощи, а в своем достоинстве, вере в себя, своей культуре, своей истории.
Двести пятьдесят лет назад она представляла собой несколько поселков, управляемых метрополией – сегодня стала доминирующим фактором мировой политики.
Может быть, этот быстрый взлет ей и мешает.
Она всегда была готова строить и драться, работать – и защищать то, во что верила.
Она ментально выстроила себя на отрицании цивилизации и традиций Старого Света и дополнила его созданием нового. Она состоялась из людей, согласившихся бросить страны, в которых они родились и уехать неведомо куда, веря в то, что можно жить иначе.
Все те, кто стал американцами – до этого были «диссидентами». Они были не согласны жить так, как им предлагалось – и они стали жить иначе.
Только в чем их отличие от «диссидентов» СССР и тех в СССР, кто не захотел жить в рамках советской действительности, а сегодня видит в США священный образец для подражания – в том, что будущие американцы не разрушали свои страны, а оставили их жить так, как те предпочитали. И стали строить новую жизнь на новом месте, на пустом месте. Их «последователи» решили разрушить то, что имели и навязать другим свои представления и мании.
Равно как и в том, что первые доказали, что они могут строить новое – и его построили, а вторые продемонстрировали, что могут только разрушать, и если пытаются что то строить – то могут построить только публичный дом. Поскольку если представление первых о свободе предполагало свободу строить – то представление вторых сводилось к свободе продаваться.
Но если триста лет назад те, кто создавал Америку, понимали мир, который они отрицали и отрицали потому, что понимали – то создав свой мир и доказав, что можно жить иначе, они сами загипнотизировали себя своими успехами – и перестали понимать, что можно жить не так, как живут они.
Если в 1970-е годы они стали задумываться, можно ли дальше жить так, как живут они сами – то внезапная и ничем объективно не обоснованная капитуляция руководства СССР эти сомнения развеяла, и их уверенность в собственной исключительности окрепла.
Построив свой мир, они перестали понимать остальных. И поэтому принимают в нем лишь тех, кто пытается на них походить, им подражает во внешних проявлениях и их культивирует – то есть на самом деле людей с туземным сознанием.
Кроме того, они создали, бесспорно, успешную экономическую систему, страдающую одним недостатком – неспособностью развиваться без экономической экспансии. Чтобы сохранить себя таковыми – они обречены пытаться превратить остальных в подчиненное себе подобие себя.
И обречены навязывать себя миру, который не понимают. Когда-то они отвергли его, потому что понимали. Сегодня отвергают, прежде всего, потому, что не понимают.
Они верят в себя, восхищены собой, загипнотизированы собой – и поэтому понимают окружающий мир, не понимают и себя.
Им нужно измениться и обрести то, с чего они начинали – не навязывать себя миру, научиться жить самим по себе.
Но для этого – измениться, вернуться к тому, кем они были. А именно это у них и не получается.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.