Ничего. Реакции не было практически никакой. Гигантская, пронизанная агентурой и спецтехникой машина американских спецслужб в упор не желала видеть опасность, исходящую от этой категории «борцов за свободу».
Вполне комфортабельно чувствует себя «кавказский терроризм» и в некоторых других странах Запада. Не так давно спецслужбы ФРГ признали, например, что в Германии находится около 200 членов «Кавказского эмирата», за которыми, конечно же, как уверяют власти ФРГ «осуществляется плотный контроль».
В Финляндии давно и прочно обосновался «Кавказ-центр», квалифицированный Советом Безопасности ООН как «террористический информационный канал». Здесь же окопались многие активисты «Кавказского эмирата», в том числе боевики «Бригады чеченских мучеников». Между тем, хорошо известно, что основателем этих структур является Доку Умаров, занесенный в списки большинства спецслужб мира как один из опаснейших и безжалостных террористов.
Об этом персонаже стоит сказать отдельно.
Он был последним «президентом» самопровозглашённой «Чеченской Республики Ичкерия» (2006—2007). С октября 2007 года - эмир виртуального государства Кавказский Эмират (Имарат Кавказ), признанного Генеральной прокуратурой Российской Федерации террористической организацией.
Доку Умаров в разное время через заявлял, что крупнейшие теракты в России последних лет, как то подрыв поезда «Невский экспресс» (2009), взрывы в московском метро (2010), взрыв в аэропорту «Домодедово» (2011), а также ряд других терактов, были выполнены по его приказу.
В настоящее время он находится в федеральном розыске по обвинениям в грабежах, убийствах, похищениях людей, совершении террористических актов, распространении призывов к свержению власти и разжиганию межнациональной розни. Является специалистом по похищению людей, лично расстреливал их, требовал выкуп за похищенных.
23 июня 2010 года США официально включили Доку Умарова в список международных террористов. 11 марта 2011 года Совет Безопасности ООН включил Доку Умарова в список террористов, связанных с «Аль-Каидой». 26 мая 2011 года США объявили награду в 5 миллионов долларов за информацию о нахождении Доку Умарова.
Появившиеся в СМИ данные о том, что братья Царнаевы находились под влиянием умаровского «Кавказ-центра» и прямо получали оттуда инструкции, не удивляют. В свете всех этих фактов на позиции финских властей следует, наверное, остановиться особо.
Финляндия является демократической страной, в этом нет сомнений. Тем более сложно понять, почему финское правительство терпимо относится к деятельности на своей территории структур, основанных этим людоедом. Точно также терпимо оно относится к некоторым финским гражданам, пытающимся представить Умарова светочем борьбы народов Северного Кавказа за независимость.
Вообще, западным демократиям свойственно снисходительное отношение к категории граждан, постоянно мигрирующих в серой зоне между парламентом и психиатрической лечебницей. Однако когда подобный субъект втихую переправляет 25 кавказских боевиков через границу в свою страну, как это, например, сделал Микаэль Стурше, то проблема становится серьезной. Конечно, четыре месяца условно, которые получил Стурше, для Финляндии тоже срок, но едва ли он что-то исправит в сложившемся положении.
Другой финский активист из той же «серой» группы» Антеро Лайцингер вообще изображает из себя нового фюрера кавказских террористов и вовсю занимается пропагандирует их «подвиги» при полном безмятежности местных властей.
«Бостонский взрыв» поднял волну, которая сдула немного пыли с обстоятельств существования в Европе и Америки корней «кавказского терроризма», и оказалось, что в Финляндии, например, координационный центр боевиков получал финансовую подпитку со стороны МИД этой страны, а также Госдепа США. Деньги от них в виде грантов на поддержку правозащитных организаций наподобие «Финско-русского гражданского форума» глава «Кавказ-центра» получал в течение нескольких лет. В числе покровителей всей этой деятельности СМИ называют нынешнего министра по делам развития Финляндии Хейди Хаутала и специального помощника министра иностранных дел Тарья Кантола.
Постепенно механизм, который привёл в действие взрывные устройства в Бостоне, становится понятнее. Братья Царнаевы достаточно пользовались гостеприимством властей США, чтобы обзавестись возможностями сыграть в этой стране роль «бомбы замедленного действия». А как насчет возможностей «Бригады чеченских мучеников» в Финляндии? Как насчёт двух сотен активистов «Кавказского эмирата» в Германии? Правда ли, что там «всё под контролем»?