Если политическую риторику, апеллирующую к широким народным массам, принято называть популизмом, то для обращения к чужому народу, сделанному в том же стиле, пока еще не придумали названия. Между тем, подобное явление наблюдается, растет и ширится на евразийском пространстве. Если дело и дальше пойдет такими темпами, сохранение "нейтралитета" со стороны Таможенного союза становится бессмысленным.
Агенты влияния на конвейере
Выступил в Бишкеке премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. Формально он обращался к государственному руководству, предлагал помощь и сотрудничество, обрисовывал перспективы отношений и так далее. На деле адресатом его сообщений является не только и не столько президент или правительство Киргизии, сколько народ в целом. Который от Эрдогана узнал, что товарооборот с Турцией может достигнуть 1 миллиарда долларов (при показателях за 2012 год в 11 раз меньше, чем эта оптимистичная цифра). Что Анкара готова инвестировать куда угодно -- в туризм, горнодобывающую промышленность, строительство, систему образования. Что турки готовы поддержать братский народ в возведении новых ГЭС. И даже о том, что география делает Киргизию одним из удачнейших мест для расположения международных хабов. Такое количество новостей и революционность их содержания не должны удивлять -- все-таки Киргизию посетил ВИП-агитатор. Из ряда вон выходящее событие.
Но "международный популизм" может работать и в режиме конвейера. Благо, современные технологии это позволяют. Например, какой-то член Европарламента, не выходя из офиса, пишет на своей страничке в социальных сетях о том, что ЕС поддержит Украину в газовом конфликте с Россией, ведь Киев демонстрирует прекрасные успехи на пути к подписанию соглашения об ассоциации. Его заявление прокрутят на автомобильном радио и забудут, однако таких комментаторов много, и работают они не по наитию, а по нужным и важным темам. Работают каждый день. И вот, пожалуйста, мы имеем сформированную информационно-политическую повестку в целом ряде государств.
Реджеп Эрдоган тоже ведь не экспромтом по киргизской тематике выступал. Обещания по строительству ГЭС, инвестиции, внимание к горнодобывающей отрасли, финансовая помощь -- все это является зеркальным отражением конкретных проектов России в этой стране. А международный хаб -- это вообще идея, граничащая с гениальностью. Её суть заключается в том, чтобы не выводить авиабазу США из аэропорта "Манас", а просто назвать её по-другому.
Россия требует закрыть базу НАТО? Так нет никакой базы. Есть Центр перевозок, хаб, занимающийся транспортировкой армейских грузов. А грузы сопровождаются военными специалистами. Закрытие Центра лишит бюджет небогатой страны одного из важнейших источников дохода, а многих людей -- работы. Весьма непопулярное решение, ответственность за которое ложится не только на правительство, но и на Россию.
В то время как Киргизия в 2014 году готовится стать членом Таможенного союза, данные действия Турции квалифицируются не иначе, как информационное вторжение.
Традиция, освященная 1991 годом
Конечно, языком, телевизором или интернетом в политических целях умеют пользоваться не только турки или европейцы. Президенты трех государств Таможенного союза неоднократно демонстрировали способность напрямую обращаться к народу, быть услышанными и понятыми. Однако всегда эти обращения адресовались лишь своему народу. Своему -- в границах легитимного раздела 1991 года. Явно заметно действие как бы неписанной конвенции. Путин не обращается к белорусам. Назарбаев напрямую не разговаривает с русскими. Периодически конвенцию нарушал Лукашенко, однако за ним этого не наблюдается уже много лет.
Можно понять, почему этот подход был оправдан. Подобно тому, как дети лейтенанта Шмидта поделили страну и договорились бить нарушителей конвенции, правители новых, не существовавших ранее государств стремились сохранить власть и спокойствие на подконтрольных им территориях. Активное вмешательство соседей, которые к тому же говорят на том же языке, угрожало бы разнести этот уютный мирок.
Но сейчас конвенция теряет всякий смысл. Во-первых, как уже указывалось, она постоянно нарушается извне -- и нарушителей никто, разумеется, не бьёт. Во-вторых, само создание Таможенного союза стало первым шагом к ликвидации подобных традиций. Этот анахронизм 1991 года нельзя протащить с собой в Евразийский союз.
Если даже удастся это сделать, то вряд ли полученный результат можно будет назвать Союзом.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.