По существу проблемы о кипрском налоге.
По существу проблемы о кипрском налоге.
Три наиболее неадекватных варианта, которые во множестве вариаций можно сегодня прочитать или услышать, это:
1. У меня нет счетов на Кипре, потому мне по фигу.
2. Так этим любителям оффшоров и надо, будут знать, как деньги из страны выводить.
3. Раз все люди на Кипре поучаствовали в создании именно такого государства и именно такой власти, то теперь они должны нести солидарную ответственность за результат.
Почему все эти высказывания неадекватны? Да просто потому, что они воспринимают случившееся, как какой-то забавный курьез, случившийся бесконечно далеко от дома. Но это не так. То, что сегодня происходит на Кипре, исключительно знаковое событие по своему значению превышающее все, что произошло с момента отказа от золотого содержания доллара в 1973-м году. Тогда деньги потеряли какую-либо привязку к реальности и стали инструментом манипуляций в интересах небольшой кучки кукловодов-владельцев печатного станка.
Прошло 40 лет (Кстати, число очень символично, как и его звучание Сорок = Срок) и начинается новый этап – убиение священной коровы под названием «частная собственность». Совершенно справедливо оценил сегодня решение кипрских властей М. Прохоров. Это именно открытие «Ящика Пандоры». Хотя принципиально не изменилось ничего, вся система последних 40-ка лет уже функционировала в режиме, когда ни один из имеющихся активов не мог гарантировать его владельцу элементарной сохранности. Акции могли обесцениться до нуля, драгоценные металлы швыряло по стоимости в разы, корпоративные облигации и даже долговые бумаги целых государств могли подпасть под полный или частичный дефолт.
Лишь депозиты в банках до какой-то степени были защищены, в том числе и системой государственного страхования вкладов. Их риски в основном сводились к падению курса валюты, в которой находился депозит. Но эти риски казались вполне сбалансированными шансами на их же рост. И в любом случае при относительно низкой инфляции рассматривались как незначительные.
И вот теперь мы попросту проснулись в новой реальности. Реальности, в которой заигравшиеся на рынке всевозможных акций, долгов и деривативов банки, решили поправить свое положение за счет населения. Того самого, на деньги которого проигрались. И не просто решили, а заручились поддержкой государств.
И пусть сегодня нам рассказывают, что это разовая вынужденная мера. Что она не будет иметь фатальных последствий для всей мировой финансовой системы. Пусть говорят, что угодно. Все это не имеет никакого значения.
Сегодня мы поняли, что банк по сговору с государством для решения своих проблем может спокойно украсть наши деньги. Любой банк, в любом государстве. И какая разница, чем именно он это объяснит?
1. Почему всем происходит именно на Кипре? Не слишком значимая страна или экономика. Не самый большой размер долга. И даже оффшорность Кипра уже несколько лет довольно-таки сомнительная. Но самое главное, с точки зрения мировых финансов, совершенно неадекватный размер изъятий столь масштабному явлению. Для примера, подобное решение в той же Германии или Франции принесло бы не на один порядок денег для спасения системы, чем опыты на «кипрских кроликах».
Большая часть комментаторов отнесла это явление на счет того, что главными пострадавшими помимо самих киприотов от такого решения будут россияне. А всем прочим даже найдется способ кое-что кое-как компенсировать. Например, Англия уже заявила о том, что она собирается компенсировать потери своим вкладчикам. А Россию не жалко, да и сам Кипр особо никому не интересен. Так что, правда? Удар по России?
Не все так просто. Это, скажем так, бонус. Может быть и ожидаемый, но незначительный.
Главное в деле с Кипром в том, что он оказался одним из главных потенциальных бенефициаров гигантского нефтегазового месторождения «Левиафан». И до начала серьезных промышленных разработок эту собственность у Кипра надо изъять. Немногим позже все сегодняшние долги, которыми Кипр прижимают к ногтю, никого не будут интересовать своей мелочевкой. А потому до этого светлого будущего Кипр в своем сегодняшнем виде дожить не должен. У месторождения должны появиться вполне конкретные бенефициары. И даже тот факт, что сами разработки ведет Израиль по договоренности с Кипром, не явились для него спасением.
По сути с Кипром, как самостоятельным государством покончено. Фантик от конфетки, конечно, оставят. Но наполнение радостно съедят. Фактически экономика Кипра держалась на двух китах – финансовый рай и туризм. С финансовым раем теперь покончено, не знаю, каким оптимистом надо быть, чтобы не забрать из банков теперь хотя бы то, что еще отдадут. А значит, банки – банкроты, независимо от того, введут налог или не введут. С туризмом тоже все не здорово. Значительную часть кипрских туристов составляли именно те, кто заодно хранил в этой стране накопления. Захотят ли теперь они ездить по местам боевых потерь, очень сомневаюсь. Как результат следует ждать усиление в стране гражданских конфликтов (Рядом Греция уже показала заразительный пример), а как их следствие, окончательное убиение туристического бизнеса. Конечно, какое-то число сумасшедших выходцев из стран СНГ найдется, ездят ведь до сих пор в Египет, но это будут уже слезы.
2. Специалисты говорят о примерно 2-х миллиардах, которые могут потерять наши соотечественники. При этом непонятно, то ли 2 ярда это потери, то ли с двух ярдов удержат налог в 200 миллионов. Но не это главное. Честно говоря, если бы речь шла о том, что кого-то из наворовавших лохов немного раскулачат, бог бы с ним. Жалко, что не наше родное государство, а иностранное, но это уже другой вопрос. Хуже не это. Дело в том, что куда больше, чем сумма депозитов, на Кипр завязана сумма «бумажных» активов, имеющих кипрскую резиденцию. Это уже совсем иные порядки сумм. Например, через Кипр очень любят наши инвесткомпании играть на нашем же фондовом рынке. То-то он радостно за сегодня уже обвалился по большинству бумаг больше, чем на 4 процента. Идут настоящие панические продажи. Причем, совершенно непонятно, куда и как выводить эти деньги и какими бумагами подтверждать необходимость их вывода, скажем, не на Кипр, где их порежут, а в другие юрисдикции.
Нашлись люди, которые с радостью в голосе утверждают, что «мы же предупреждали», «храните деньги в сберегательной кассе» и так далее. Но многие ли решатся вернуть деньги в страну? Или у кого-то есть серьезная надежда на то, что у нас раскулачивание невозможно? Еще как возможно и даже крайне вероятно. Деньги в Россию не вернутся. Они еще не раз попробуют найти убежище где-то «там». С неизбежным печальным итогом.
3.Для того, чтобы понять, как кипрское решение встроено в общемировую финансовую и политическую систему, давайте задумаемся о том, как все это будет воспринято в мире. Нам ясно дали понять, что такое в принципе возможно. И пусть заявленная «одноразовость» этого события никого не обнадеживает. «Эх раз, еще раз …..» Ящик Пандоры открыт и новому заколачиванию не подлежит. Первичным следствием этого решения станет бегство денег из Европы. Традиционно они бегут в США. Что, собственно, на данном этапе и планировалось, а то больно трудно Обаме приходится без притока свежих денег. Уже даже печатный станок в своей работе все больше напоминает бесцельное перекладывание денег из кармана в карман, без какой-либо сатисфакции. А вот из Европы еще есть, чего взять.
Из европейских людей, которые вообще поймут, что колокол уже прозвонил и по их душу, большая часть поступит именно так. Вместо родного правительства и своих банков отдаст честь экспроприации накопленного непосильным трудом банкам американским. Другая часть реализует вторую цель кукловодов – переложит деньги из депозитов в акции и еврооблигации. Ну наконец-то. А то рынки уже устали елозить туда-сюда на собственных деньгах, полночь уже прошла, а Герман-сволочь проспал. Законы рынка суровы, но стабильны. В конце каждого цикла должны найтись «бабушки», купившие весь рынок накануне его падения. Падать уже давно пора, а остатки денег все еще спят на депозитах. Ну ничего, теперь зашевелятся и позволят выйти хотя бы части тех, кто в теме. Самым-самым.
4. Извиняюсь, за этот стеб. На самом деле все очень печально. Нам только что показали, что спасенья нет. Нигде и ни в чем. Наиболее упертые попытаются сделать еще две вещи и, надо сказать, вполне осмысленные. Первое – забрать деньги из банков и хранить их в «банке». Литра на два-три-пять, у кого сколько наберется. Так поступят разумные. Но и среди них найдутся те, кто поймет, что их счастье временное. Что как только система доест депозитные вклады, она задумается о новых пастбищах. И тогда нас ждут новые красочные валюты, обмен старых на которые будет производиться с дисконтом и в ограниченных объемах. Кто пережил Павловскую реформу, тот понимает, о чем речь. А потому эти самые догадливые додумаются переложить деньги в наличное золото и серебро, взлет цен на которые можно спрогнозировать, даже не будучи оракулом. Эти догадливые порадуются немного дольше. Примерно до того момента, когда частное владение золотом или серебром будет объявлено вне закона. Думаете, утрирую? Увы, это уже было. И у нас, и в США. Процедура апробирована, механизм известен и прост до безобразия.И все это было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Система приступила к окончательному саморазрушению, а потому спасение может оказаться только в одном – выйти из системы, стать для нее невидимым. Многие ли смогут, вот в чем вопрос?
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.