На недавней конференции, посвященной вопросам евразийства, министр иностранных дел ИРИ Али Акбар Салехи заявил, что "евразийское сотрудничество приобретает удвоенное значение, и его упорядочение может увеличить вклад стран этого региона в формирование завтрашнего мира и гарантировать интересы региона". Сегодня внешнеполитические ведомства Ирана активно прорабатывают возможные сценарии участия своей страны в новой конструкции.
Фактически Иран готов стать вторым естественным полюсом Евразийского Союза, который возьмет на себя не только радости открывшихся рынков, но и трудности организационно-финансовых затрат на первом и последующих этапах становления нового образования, проект которого уже вызвал не просто критику, а открытую агрессию со стороны некоторых западных партнеров России.
Попытки искусственно изолировать Иран, которые предпринимают страны западной коалиции, безусловно, осложняют ситуацию. Участие Ирана в проекте, автором которого является российский президент, может стать не только сильным раздражителем, но и еще одним поводом для развязывания политического и экономического шантажа против патриотической части российской элиты. Нужно отдавать себе отчет, что первые шаги по включению Ирана в евразийский проект автоматически запустят новые агрессивные контрпроекты контрибуционно-либеральной ветви влияния российского истеблишмента, которые по своей интенсивности могут превзойти предвыборные и антицерковные кампании. Неприятно? Еще как! Терпимо? При определенной мобилизации ресурсов и кадров - вполне.
Внутриполитические провокации - это главные риски для нашей страны в процессе запуска Евразийского Союза. Несмотря на вызывающую риторику некоторых международных деятелей, именно внутреннее противостояние политических охранителей-партизан и либерал-полицаев составляет главный вызов для России в её самоопределении. И это касается не только Евразийского Союза, но и множества других инфраструктурных и идеологических начинаний.
Безусловно, на международной арене придется объяснять, что Евразийский Союз это не попытка реставрации "совка", а политический союз равноправных и свободных стран, чьей главной ценностью является не только торговля, но и сохранение фундаментальных основ международного права, уважение традиции, национального суверенитета и прав человека в их истинном понимании. Эти очевидные вещи придется объяснять не только странам-партнерам и будущим членам новой международной структуры, но и самим себе, своим же чиновникам и стратегам. Попытки поиграть в "Большого Брата" больше не пройдут. И только цивилизованные взаимооткрытые отношения помогут не только оздоровить и актуализировать международное сотрудничество, но и помочь в становлении российской государственности в новом конструктивном формате.
Как это ни покажется кому-то странным, именно участие Ирана может помочь избежать одностороннего восприятия проекта "Евразийский Союз". Именно такой мощный участник новой организации в первую очередь сделает бессмысленными разговоры о том, что Россия является единственным и доминирующим выгодоприобретателем этого интеграционного проекта, что, кстати, является основным тезисом уже начавшейся контрпропаганды.
Помимо такого яркого "разрыва шаблона", есть целый ряд действительно серьезных преимуществ, которые, как минимум, необходимо обсуждать и учитывать.
Участие Ирана, Казахстана, России в интеграционном образовании позволит контролировать колоссальный совокупный запас энергоресурсов, что при грамотном взаимодействии и использовании преимуществ, позволит вывести многие регионы стран-участниц на новый уровень развития, сформировать на годы вперед принципиально иной подход к инфраструктурным программам в тех районах наших небедных стран, где сегодня красноречиво царит нищета и запустение.
Полноценная интеграция Ирана в торгово-политические отношения с целым рядом стран-членов международного сообщества даст возможность закончить "ядерную мифологию" и снять нарастающее напряжение вокруг Исламской республики. Такой шанс человечество не должно упускать, так как возможная война в Центральной Азии может стать самой разрушительной в истории цивилизации, уничтожить многие государства и целые народы, залить кровью невинных людей не только Персидский залив, но и Каспий, Черное море, Волгу, изменить привычный мир до неузнаваемости.
Вхождение Ирана в общую открытую систему транспортно-логистических коридоров позволит решить проблему участия двух армянских государств в полноценном экономическом обороте внутри Евразийского Союза. И Армения, и Арцах (Нагорный Карабах - ред.) будут свободно использовать иранские порты и пути сообщения для транзита товаров, а также реализовать полноценные инвестиционные проекты, в том числе и на территории Арцаха, который уже сейчас является государством с самым благоприятным инвестиционным климатом на постсоветском пространстве. При этом новая расстановка сил поможет уберечь нынешнее руководство Азербайджана от необдуманных и эмоциональных действий. В перспективе, новыми возможностями транспортных коридоров сможет воспользоваться и Грузия, которая сегодня также нуждается в серьезных и добросовестных инвестиционных проектах, направленных на развитие сельских территорий и восстановление аграрного сектора.
Каждый потенциальный участник Евразийского Союза сегодня готов внести свой вклад в общее дело. К сожалению, время сегодня играет против нас. Очевидно, что для старта необходима не только воля, но и уверенность в её истинной и аутентичной реализации. Для России главной проблемой третьего срока Путина является не отсутствие политической воли, а её извращенная реализация. А ведь всем понятно, что начать Евразийский Союз можно только один раз и только успешно. Наши потенциальные партнеры, включая Иран, ждут, пока мы разберемся в себе, и начнем, наконец, действовать.
Денис Дворников, ИА REGNUM