Его авторы опирались на результаты опроса, проведенного среди 1500 предприятий, представляющих все важнейшие отрасли национальной экономики. При этом упор был сделан на металлургии, химической, целлюлозо-бумажной, стекольной и керамической промышленности.
Абсурдные последствия политики фиксированных цен
"Уже с начала нового тысячелетия мы видим в этих энергоемких отраслях отрицательный рост нетто-инвестиций. Иначе говоря, объемы инвестиций ниже, чем требуется для замены основных фондов, изнашиваемых в ходе обычного производственного процесса", - указал в интервью DW директор IW профессор Михаэль Хютер (Michael Hüther). По его словам, "этот процесс уже можно рассматривать как частичную утрату промышленного потенциала Германии". В IW считают, что одна из основных причин такой тенденции - начавшаяся в Германии более десяти лет назад политика переориентации национальной энергетики, опиравшейся до тех пор на угольные, газовые и атомные электростанции, на возобновлемые источники. Их развитие государство стимулирует в рамках соответствующего закона посредством фиксированных цен на "зеленое электричество". Это существенно повышает привлекательность вложений, скажем, в солнечные батареи и ветровые установки.
Гарантируемые государством цены - выше рыночных. Поэтому энергетическим компаниям, закупающим "зеленое электричество", разрешено перекладывать возникающие при этом дополнительные расходы на потребителей: тем приходится платить за электроэнергию определенную наценку. Абсурдность ситуации заключается в том, что бурный рост возобновляемой энергетики ведет к неуклонному увеличению этой наценки, ведь "зеленого электричества", получающего субсидии, становится все больше. В результате за прошлый год наценка возросла сразу на 50 процентов.
2 цента за киловатт-час могут стать решающими
Правда, закон освободил от обязанности платить эту наценку предприятия с наиболее энергоемкими производствами, поставляющие продукцию на мировой рынок. Это, естественно, только увеличивает финансовую нагрузку на население, которое начинает возмущаться неуклонно дорожающей электроэнергией. Правительству Германии в год выборов такие настроения не нужны, а потому оно задумалось о том, как хотя бы частично распространить наценку и на предприятия, ориентированные на экспорт.
Однако именно этого и не следует делать, отмечается в исследовании IW. Ведь даже без этой наценки цены на электричество в Германии выше, чем в других промышленно развитых странах, отметил в беседе с DW Хубертус Бард (Hubertus Bardt), изучающий в Институте немецкой экономики проблемы экологии, энергетики и природных ресурсов.
Так, если в Германии энергоемкие предприятия платят сейчас за один киловатт-час 6 евроцентов, то их конкуренты в Северной Америке - всего лишь от 3 до 4 евроцентов. "Пока фирмы кое-как справляются с ситуацией. Но если добавятся еще два цента, то некоторым компаниям придется просто бороться за выживание", - полагает эксперт.
За крупными заказчиками потянутся поставщики
В такой ситуации они могут пойти на перенос производства в другие страны. А это грозит крайне опасными макроэкономическими тенденциями, предупредил профессор Хютер. Ведь речь идет не только о крупных энергоемких производствах, но и об их менее крупных поставщиках. А в Германии более 80 процентов предприятий обрабатывающей промышленности имеют энергоемких поставщиков. Они тоже могут потянуться за границу вслед за своими основными заказчиками.
Впрочем, исследование Института немецкой экономики, который финансируется объединениями промышленников и работодателей, показало, что в Германии есть отрасли, которые рассматривают переориентацию энергетики на возобновляемые источники как большой шанс для своего бизнеса. Доля таких предприятий составила 10 процентов. Это прежде всего компании, непосредственно разрабатывающие технологии для производства "зеленой энергии", а также фирмы, специализирующиеся на выпуске энергоэффективной техники.