У ура-патриотов от таких заявлений жухнет боевой дух. А у ура-паникёров, напротив, боевой дух цветёт.
Но при этом важно отметить, уважаемые читатели, что не только из ярких жестов и знаковых заявлений состоит евразийская интеграция. Она состоит также из неярких, тусклых жестов. Нередко не сопровождающихся вообще никакими заявлениями. Кроме регулярно проговариваемых Назарбаевым, вроде: «Мы будем укреплять Таможенный союз, Единое экономическое пространство. Наша ближайшая цель - создать Евразийский экономический союз . При этом мы очень четко говорим о том, что политическая независимость страны незыблема. Никто не должен на нее посягать. И вопросы в Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве и Евразийском экономическом союзе решаются только консенсусом. Без консенсуса трех стран ни один вопрос не решается, ущемлений никаких не будет».
И вот если мы посмотрим в сторону скучных повседневных событий – то мы поймём (без всякого «Оле-оле, Россия вперёд»), что процесс, в общем, идёт.
Что конкретно мы можем почерпнуть из скучных источников? Например, мы можем узнать, что:
1) Товарооборот стран ТС увеличился за два года в два раза. И вообще статистика интересная. Хотя есть и минусы – но даже те казахстанские экономические комментаторы, которые их отмечают, в целом оценивают интеграцию вполне позитивно.
2) 22 октября 2012 года под Алматы на полигонах «Илийский», «Шошкалы» и «Берег» коллективные миротворческие силы ОДКБ завершили учебно-боевую операцию по поддержанию мира под условным названием «Нерушимое братство-2012». В учениях приняли участие лучшие подразделения из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Органы военного управления, миротворческие контингенты от вооружённых сил государств-членов ОДКБ 10 дней вели подготовку к операции по поддержанию мира в условной стране, входящей в ОДКБ. По замыслу, в ней возникла кризисная ситуация, связанная с действиями международных экстремистских и террористических организаций и противоречиями между этническими группировками, проживающими в этом государстве.
3) 12 декабря – после громкого байконурского демарша Талгата Мусабаева -- вице-премьер казахстанского правительства Кайрат Келимбетов гораздо тише заметил, что ранее достигнутые договорённости остаются в силе. «Как вы знаете, в 2004 году президенты Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин договорились о продлении срока аренды космодрома «Байконур» до 2050 года. Правительство Республики Казахстан, безусловно, подтверждает приверженность этим договоренностям. В октябре 2012 года президенты Назарбаев и Путин поручили межправительственной комиссии проработать вопросы совместного использования космодрома «Байконур» и в следующем году проработать соответствующие изменения в нормативно-правовой базе нашего сотрудничества. Республика Казахстан и Российская Федерация являются союзниками и стратегическими партнёрами, в том числе и в вопросах космической деятельности», - отметил Келимбетов.
4) Чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в Белоруссии Ергали Булегенов на пресс-конференции в Минске заверил, что никакой угрозы евразийская интеграция не несёт. "Никто не должен видеть угрозы в нашей интеграции", — сказал дипломат, комментируя соответствующее высказывание госсекретаря США. -- "А то, что пограничные службы хотят работать в более тесном контакте против имеющихся угроз, таких как наркотики и другие, — это не является угрозой для третьей или четвертой страны".
5) 13 декабря. «Объявлено о подвижках при расширении пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума: на срок до 2015 года привлекается заем в 500 млн долл. Увеличение пропускной способности трубопроводов выгодно в первую очередь Казахстану, который сможет поставлять на внешние рынки больше нефти с минимальным транспортными издержками. Проект расширения предполагает модернизацию 5 существующих и строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций, возведение в дополнение к четырем существующим шести новых резервуаров для хранения нефти в районе Новороссийска. Модернизацию причала на Морском терминале КТК, и увеличение диаметра трубопровода на территории Казахстана на трубу большего диаметра».
Это всё – события реальные, выбранные из потока больших и малых событий только последней пары месяцев.
Что нового на фоне этой напряжённой и вполне конкретной экономико-оборонной работы по интеграции реализует в Казахстане запад? Я не в смысле новых планов добычи энергоресурсов, львиную долю которой Казахстан сдал американским компаниям ещё в начале 1990-х. Я как раз про масштабные проекты, которые должны стать "контентом" альтернативной геополитики.
Посмотрим на его последние макро-предложения в регионе.
Планирующийся с 2002 года Nabucco. Так и не продвинувшийся к реализации проект, из которого буквально на днях решил выйти второй по величине участник, германский RWE. Руководство проекта Nabucco утверждает, впрочем, что «проект по-прежнему устойчив.
Инициатива «Новый шёлковый путь». Которая по идее переориентирует Среднюю Азию с России и Китая на Южную Азию под патронажем США. Но для реализации требует всего ничего: стабильного порядка на территории Афганистана, из которого сейчас США как раз организованно уходит.
Инициатива «Южный коридор», о необходимости расширения которой буквально вчера докладывали в Сенате США. Речь – о транспортировке нефти из Казахстана по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан имени Гейдара Алиева. Сейчас БТД, отметим, убыточен – на что компания-оператор всё время жалуется. Без того, чтобы закачать в него какую-нибудь новую нефть, например, казахскую – всё может просто загнуться. То есть экономикой почти не пахнет – пахнет только политическим принуждением.
Ну и, собственно, главное предложение Запада, от которого невозможно отказаться -- шантаж «казахской весной». На случай последней, как мы помним, недавно были проведены учения «Нерушимое братство-2012».
…Нет, я не кричу «оле-оле, мы всех порвём». На самом деле мощь американцев и их умение нагибать элиты по всему миру общеизвестно, и недооценивать их глупо. Как глупо недооценивать и безмозглую тягу постсоветских элит ложиться под Америку в надежде стать «её сукиными сынами».
Но у «переориентации на Запад» любой постсоветской территории просто обязано быть конкретное наполнение. Она не может состоять только в безоговорочном послушании Америке со стороны местного галстучно-лимузинного класса. Такой класс просто не будет у власти устойчив. А предложить практически, кроме «мыльных пузырей», США в регионе сейчас, кажется, особо нечего.
И в свете вышесказанного представляется более оправданным – по крайней мере, на сегодняшний день – в вопросах оценки интеграции/дезинтеграции ориентироваться больше не на сценичные заявления казахстанских должностных лиц, касающихся XIX столетия или 2025 года, а на конкретные процессы, происходящие сейчас и выражающиеся в тоннах, километрах труб и бронемашинах.
Вот если они, вместо того чтобы нарастать, начнут саботироваться и сворачиваться – тогда России пора будет менять образ действий.
А пока они нарастают -- Евразийский союз по степени реальности будет сильно опережать и Набукко, и Пантюркский союз, и прочие американские проекты «виртуальной реальности для аборигенов».