Говоря откровенно, никто ничего другого, наверное, и не ожидал, мало того, ровно накануне кто-то опять постарался выплеснуть смрад, заявив, что прошлый разговор Путина был «заготовлен и ответы в разных вариациях расписаны». Всё это появляется перед посланием Путина законодательному собранию, что мгновенно теряет хоть какое-либо доверие.
Собственно говоря, эти люди известны, и обращать внимание на их продукт, за который им платят деньги, никто и не собирался. Что тут скажешь, они не художники, они ремесленники. Тем не менее, на Западе очень внимательно отнеслись к тому, что говорил Путин, и теперь прикидывают, что из этого последует. Последовать может, можно смело сказать, для Запада нехорошая история.
Начать, наверное, нужно все же с другого. Путин впервые говорил менее конкретно, то есть без привычного уже всем владения темой и цифрами до последней копейки. Путин говорил о другом. Всем, наверное, стало привычным его резкая манера критиковать Запад, но, как ни странно, Запад не стал самой горячей темой. Это означает только одно, что Путин видит главным развитие России, здесь Путин видит сегодня самые большие вызовы стране «березовых ситцев».
Честно говоря, Запад определенно обидится на такое развитие событий. Получается, он больше не в растущем тренде заинтересованности государства российского. Это очень плохой знак для Евросоюза и США, и последствия здесь могут быть сколь угодно плохими. На первый взгляд, ничего такого не происходит, подумаешь, президент решил заняться своей страной, так ведь это его прямые обязанности! Именно так и можно подумать, если не знать, что параллельно происходит в стране. А происходит вот что.
Известный экономист Сергей Глазьев в соавторстве с другими экономистами разработал некую программу под названием: Новый курс «стратегия прорыва». Так они назвали свой документ, предлагающий некоторый путь развития России в области экономики, индустриализации, развития в России хайтека, добавления в цепочку «добыча сырья – продажа», промежуточного звена или нескольких звеньев с названием «переработка». Нужно сказать, что это ступень первейшей важности. Введя одну ступень переработки, будь то нефть, сталь, алюминий или древесина, Россия делает большой шаг. Эта маленькая ступень «переработка» напрочь убивает производственный цикл в ЕС (в меньшей степени в США).
Если России удастся ввести эту ступень переработки, которая принесет дополнительные доходы, дополнительные рабочие места, дополнительные налоги - это будет огромный шаг вперед. Сделать этот шаг будет непросто. Европа сделает и уже давно делает все возможное, чтобы не допустить Россию на рынок сырья, подвергшегося переработке. По мнению Европы, удел России - это торговля сырьем, и не более того. Если Путину удастся разрубить этот Гордиев узел и прорваться на внешний рынок с сырьем, подвергшимся переработке, позиции Европы станут очень шаткими.
Сегодня, лишь повысив пошлину на древесину, Путин в состоянии ввести экономику Финляндии в нестабильное состояние, а если Россия разделает древесину на брус, доску и так далее, то экономика Финляндии может из этой древесины заказывать себе «деревянный макинтош», как говорил герой Алексея Смирнова из короткометражки «Напарник» в «Операции Ы». И это же справедливо в отношении других стран, которые живут переработкой импортируемого из России сырья. Нужно понимать, что у Путина нет никакого желания хоронить чью-то экономику, но у него есть очень сильное желание развивать экономику России.
Первые отклики простых граждан, трудовых коллективов и аналитиков говорят о том, что Путин сделал снайперский выстрел, который попал точно в цель. Интересная деталь, среди разработчиков «стратегии прорыва» есть бывший ученик Глазьева Глеб Фирсов. Человек этот неплохо известен, ушедший из науки в бизнес, но не забросивший науку. Это говорит о том, что идеи возрождения российской промышленности не высосаны из пальца, это труд ученых. Как и каждый научный труд, стратегию прорыва очень непросто воплотить в жизнь. Но в этом заинтересованы не только ученые, но крупные бизнесмены, каким собственно и является Глеб Фирсов, то есть не всегда бизнес в России - это мечта торговать сырьем. Как видим, планы строятся.
России очень нужен класс людей, которые научные труды делают жизненной обыденностью. Эти люди называются проектные менеджеры, и мы уже не один раз писали об этом. Что толку, если полки всех институтов завалены не внедрёнными изобретениями? Всё это нужно внедрять, вот с этим у русских не так хорошо обстоят дела. Именно поэтому Путин говорит об облегченной процедуре получения российского гражданства, в надежде, что в Россию приедут опытные проектные менеджеры. Вот здесь пока есть недоработка.
Проектный менеджер - это сердце проекта. Труд этих людей очень хорошо оплачивается. Автору не приходилось встречать проектного менеджера, который бы зарабатывал меньше 100 тысяч долларов в год, очень многие из них зарабатывают десятки миллионов долларов в год. Так вот, упрощенная процедура получения российского гражданства всё еще предусматривает отказ от имеющегося гражданства. Это большой минус этой программы. Проектный менеджер привык идентифицировать риски любого предприятия. Эти люди не так просто верят тому, что им говорят, и всегда у них должен быть план «Б». Какой же, простите, у него будет план «Б», если его заставляют отказаться от существующего гражданства, даже не попробовав работу в этой стране, - разумеется, это не реально.
Возможно, нужно перестать видеть в каждом шпиона или вредителя, нужно дать людям работать. Впрочем, проблема выглядит еще большей потому, что на местах «новых специалистов» местные жители не так уж сильно и ждут. Но эта история уже из другой оперы.
Интересный момент состоит в том, что нужно делать России с деньгами, а вернее с национальной валютой. Эта часть «стратегии прорыва» весьма интересна. Авторы считают, что природа денег не накопительная, а кредитная. Все помнят «Лукоморье» Пушкина, где «царь Кащей над златом чахнет», то есть, это и есть российский резервный фонд – подушка безопасности. И происходит это все в России – «Там русский дух, там Русью пахнет». Так вот, похоже, есть понимание того, что от пассивных активов в виде золотовалютных резервов нужно уходить (или просто добавлять к ним) работающие активы, генерирующие доходы и повышающие рейтинг страны не за счет валюты другой страны, а за счет собственной деловой активности.
Вот именно это вызовет колоссальное сопротивление Запада, ему не нужен новый активный игрок, в данном случае Россия. Россия должна по-прежнему поставлять ресурсы и потихоньку дряхлеть и вымирать, чтобы в один момент оказаться без экономики и без населения, тогда планы на Россию будут уже сразу у многих государств, начиная с США и Китая.
Чувствуя слабость в этом моменте, Путин и обозначил необходимость репродукции собственного населения. Кстати сказать, это не план сегодняшнего дня, обо всем этом говорилось и раньше, а результаты уже появляются сегодня. Страна перестала вымирать, появился прирост населения, и это нагоняет тоску-печаль на тех, кто хотел бы для России иного. Однако Путину этого мало. Он хочет, чтобы в российской семье было по три ребенка. Такие многочисленные семьи для России совсем не новость, это семьи с пониманием родителей ответственности за детей. Для государства это самые полезные люди. Вот таких людей, вот такие семьи и хочет Путин в основе российского общества.
Растущее население страны, это большой плюс, в том числе и её деньгам, как производственному институту развивающегося общества. Государство начинает развиваться и постоянно строит, дороги, школы и так далее. Здесь задействована национальная валюта, она работает, а не лежит в конвертах и коробках из-под ксерокса в виде «бумаги зеленого цвета».
Вкладываться современной России есть куда, и строить есть что. Послание Путина в данном случае говорит не об этом. Возможно, это первый раз Путин от «деталей» перешел к видению полной картины. Ранее были задачи другого порядка: накормить страну, стабилизировать рубль и так далее. Сегодня эти задачи во многом решены, сегодня перед Россией следующий этап, более масштабный, трудный и при огромном лобовом сопротивлении.
Собственно говоря, именно предвидя этот этап, западные «фонды» устраивали всевозможные пакости России, чтобы отвлечь Россию от главных дел, втягивая её в какие-то марши и митинги «болотников и тютюкинцев». Тем самым Запад лишь показал, что уже боится возрождающейся России. Пока у Запада нет никакой другой техники взаимодействия с Россией как выкачивание из нее ресурсов. За это платят долларами, а российский рубль это так... для игры детей в песочнице. Возрастающая российская активность и экономическая значимость дает совсем другую роль российской валюте, которой больше не будет нужен доллар в качестве гаранта платежеспособности страны. Вспоминая того же Пушкина, можно проиллюстрировать ситуацию цитатой об Онегине:
«И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему.
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет»
Вот так легко поэт всего в нескольких строках изложил теорию экономического либерализма Адама Смита. А ведь теория эта была известна еще с 18-го века. Вот с того времени она и работала на Запад, и очень слабо работала в России. Тот же Пушкин далее в Евгении Онегине пишет «...отец его понять не мог и земли отдавал в залог». Вот вам и опять пример, вместо того чтобы стать экономически активными, некоторые люди предпочитали проживать нажитое предками. Вот этому «проживанию и проеданию» страны Путин и хочет положить конец. На это направлено и послание, и усилия нынешней власти России. Те, кто сегодня держит российские активы в качестве залога в западных банках, конечно же, будут этому сопротивляться, потому что эти самые банки потеряют большой кусок сладкого пирога, к которому они так привыкли, вот со многими из этих людей новой России, видимо, не по пути.
Для России сейчас наступает новое время, и выражается оно не в новых астрономических числах золотовалютных резервов, а в жизни российских граждан. Путин готовит страну для тех граждан, которые в России возможно еще пока и не родились, но, судя по всему, очень скоро родятся.
Комментарии
nsr1950 А мне даже немножко страшно стало… И где же Путин столько управленцев возьмёт? Ведь ему понадобится куча управленцев и чиновников, которые будут работать, чтобы воплотить в жизнь все эти планы… Ну как заставить чиновников работать? Поневоле вспоминается Сталин…
Nal1376 А Сталин не заставлял работать, он на соответствующие места ставил людей, которые хотели и могли работать. Не зависимо от его идеологии, здоровья и национальности. Хочешь работать? – На, делай.
owergreen Вот это, пожалуй, главная задача для России сегодня. Нужно много проектных менеджеров и непременно с положительным опытом работы. Нужны специалисты. В Данном случае не художники, а ремесленники. Нужны работяги. Работяга это не обязательно тот, кто с лопатой асфальт или шпалы кладет. С карандашом или у компа работка тоже не простая!
Nal1376 И не хватает, кстати, ни тех, ни других. Речь веду только о квалифицированных кадрах.
owergreen Я думаю, возможно, нужна специальная государственная программа по таким кадрам. Если их нет, а они нужны... как по-другому?
Nal1376 Программ много, как и учебных заведений, но эффективности нет. Знаний и опыта не хватает. Со всех экранов “получи высшее и будет тебе благо”, только кто тебе после института будет платить зарплату как топ менеджеру? Многие крупные корпорации сейчас сами занимаются взращиванием кадров от рабочих до топ-менеджеров. Вот оттуда, я думаю, сейчас и будут подтягивать спецов.