И из исследования в исследование повторяется одна и та же картинка, связанная с доверием к местной политической элите, которую правильнее было бы называть шляхтой.
Итак, в Молдавии двум центральным политическим фигурам – Воронину и Филату – доверяют соответственно 17% и 18% граждан. Остальные политики не заслуживают и вовсе внимания, потому что их рейтинг доверия не превышает 10%. То есть налицо понимание гражданами Молдавии, что «шляхта» делает не то, что от неё ожидают.
Но что интересно. Несмотря на упаднические политические настроения относительно молдавской шляхты, российскому президенту Владимиру Путину доверяют около 75% молдаван. Следует также добавить, то около 50% молдаван доверяют Ангеле Меркель и Бараку Обаме, и чуть менее 40% – румынскому президенту Траяну Бесеску.
Однако оставим цифры профессиональными социологам. Для нас более интересна динамическая картина отношений населения к политическим лидерам национальным и наднациональным. Молдавское население на уровне ощущений уже поняло, что национальный проект – это путь в тупик. И что единственный выход для Молдавии и её граждан — стать частью более глобального проекта. Угар 90-х, связанный с иллюзиями национального возрождения, окончательно развеялся. Что совсем неудивительно для страны, где большая часть трудоспособного населения вынуждена стать гастрабайтерами в Москве, Питере, Киеве и Одессе.
Перед нами интересный парадокс. Государство Молдавия, развивающееся как национальное государство, ещё существует, но его гражданам оно уже без надобности. Приблизительно так начинают относиться к смертельно больным членам семьи — человек ещё как бы есть, но относятся к нему все, будто его уже нет. Не лучшая атмосфера для спокойной жизни, надо сказать.
Итак, граждане Молдавии в отличие от молдавской шляхты уже готовы к тому, что их государство должно стать частью чего-то целого. И 75-процентный уровень поддержки Владимира Путина на самом деле является демонстрацией ожиданий. Не надо думать, что это персональный рейтинг Путина — это настроения ожиданий от нового интеграционного проекта. Люди так устроены, что им проще персонифицировать свои ожидания, нежели рассуждать в абстрактных политологических категориях. Хорошо было «при Брежневе», думает простой гражданин, а вовсе не «когда были высокие цены на нефть и не началась война в Афганистане», как думает политолог. Победы и прорывы должны быть связаны с каким-то именем. И если нет доверия национальным лидерам, то гражданин ищет тех, кому он хотел бы доверять, кто, по его мнению, более достоин.
Владимир Путин для молдаван сегодня – символ, набор «ожиданий и хотелок». Теперь осталось лишь обернуть эти «желания и хотелки» в проект. Национальный проект закрыт — это уже поняли граждане Молдавии. Но каким должен быть новый интеграционный проект в Евразии? Каково там место Молдавии? Что этому мешает?
Именно этих разъяснений ждут 75% граждан Молдавии. Причём желательно чтобы они это слышали из уст Владимира Путина. Тогда эффект будет помощнее.