Господин Маринофф, вы считаетесь одним из главных критиков современной философской традиции США. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о кризисе американской цивилизации?
— Как и другие западные народы, американцы подвержены «культурным эпидемиям» (немцы называют их «болезнями цивилизации»). Пожалуй, наиболее яркий пример — это ожирение, настоящее проклятие жителей США, которые питаются фастфудом и большую часть времени проводят за компьютером. Среди других болезней такого рода — депрессии, нарушения сна, недостаток кислорода, рассеянность внимания, психические заболевания. Все эти недуги объясняются нарушением культурных норм. Другими словами, американское общество — очень больное общество. Прогноз? Болезнь будет только прогрессировать.
Если говорить о политическом будущем США, все больше американцев разочаровываются в двухпартийной системе. Многих раздражают республиканские и демократические президенты, которые ведут себя как председатели совета директоров America Inc. И не исключено, что на политической сцене возникнет третья сила. Неслучайно в последнее время мы наблюдаем подъем либертарианского движения.
Каким вам видится будущее политкорректной Америки, зацикленной на методах социальной инженерии?
— В Нью-Йорке многие называют меня диссидентом, но я не устаю повторять, что концепция политкорректности — это раковая опухоль, которая укоренилась в американской системе образования и дала метастазы во все органы политического тела США: она охватила администрацию, конгресс, судебную систему, вооруженные силы, частный сектор и ведущие СМИ. Недаром неоконы называют The New York Times газетой «Правда». Политкорректная идеология зародилась в начале 1970-х годов, когда начались так называемые «гендерные войны» (воинственные феминистки подвергли беспощадной критике мужчин, материнство, семью и «патриархальное общество») и «культурные войны» (неотроцкисты, зараженные постмодернистской идеологией, стали активно защищать «права меньшинств», демонизируя «белых гетеросексуальных шовинистов» и «привилегированные европоцентричные элиты»). Под давлением радикалов в США активно стали использоваться методы социальной инженерии: чтобы соблюсти политкорректность при приеме на работу, кадровые агентства устанавливают квоты, которые обеспечивают равное представительство различных демографических групп вне зависимости от степени профессионализма их представителей. Соединенные Штаты становятся страной политических «комиссаров». Профессионализм не интересует «неистовых левых».
Они зациклены на концепции равенства, но, чтобы сравнять результаты, лишают людей равных возможностей. Представьте, какое возмущение вызвала бы фраза, что в Национальной баскетбольной ассоциации слишком много афроамериканцев. Ее сочли бы проявлением расизма и долго распространялись бы о том, что в НБА ценится талант, а не цвет кожи. Так почему же в системе высшего образования все иначе и главным критерием при приеме на работу является не профессионализм, а политическая корректность? Почему ни у кого не вызывает возмущения тот факт, что воинственные феминистки называют несправедливым положение вещей, когда философию в университетах преподают в основном белые мужчины? Устанавливаются гендерные квоты, и многие профессора вынуждены уступить свои места менее титулованным сотрудникам только на том основании, что они женщины. Любопытно, что к белым мужчинам относят и преподавателей еврейского происхождения. Неслучайно некоторые эксперты называют радикальные женские организации «феминацистами» и проводят аналогию с гитлеровскими нюрнбергскими законами, которые позволили избавиться от профессоров-евреев и заменить их «истинными арийцами». Неужели талант теперь ничего не значит и даже Лига плюща (старейшие университеты Новой Англии) принимает студентов на основании расовых, этнических и гендерных квот? К сожалению, это так, а следовательно, американская система образования приходит в упадок и уже очень скоро не будет соответствовать международным стандартам.
Можно ли утверждать, что политкорректная идеология возникла в США в результате сексуальной революции 60-х годов?
— Контркультура 60-х годов обошлась Соединенным Штатам очень дорого: половые различия стали причиной для ожесточенных политических баталий. Правозащитная тематика была приватизирована необольшевиками, которые навязывают американцам представление о том, что угнетатели обязаны возместить угнетенным исторические обиды. Система квот, которая основывается на ложных представлениях о справедливости, напоминает кадровую политику в СССР и может привести Америку к политическому коллапсу.
Не могли бы вы привести конкретные примеры?
— За примерами далеко ходить не надо. Один белый профессор, который был вынужден уступить свое место темнокожей женщине, подал жалобу в Комиссию по правам человека. Вердикт комиссии был неподражаем по своему лицемерию и цинизму: «Вы — белый мужчина, — заявили ему, — а значит, по определению, угнетатель. Наша же организация была создана для защиты «угнетенных, «жертв», подвергающихся дискриминации». Или вот гетеросексуальная женщина, которая занималась гендерными исследованиями, была уволена и заменена на профессора нетрадиционной ориентации на том лишь основании, что лесбиянке легче донести до студентов правильную идеологию.
Можно ли утверждать, что в американском академическом сообществе люди, не разделяющие политкорректные догмы, подвергаются остракизму?
— Разумеется. И здесь тоже масса примеров. Профессор философии в частном американском университете собирался читать курс под названием «Гуманизм в киноискусстве XX века», однако политические «комиссары» запретили ему использовать слово «гуманизм», заявив, что этот термин был придуман «европоцентричной элитой». По иронии судьбы этот профессор — сын кубинских эмигрантов, которые приехали в Америку в поисках интеллектуальной свободы. И вот теперь он вынужден приспосабливаться, ограничивать себя из страха потерять работу. Университетские власти США ведут себя в лучших традициях большевиков, навязывая свою идеологию и подвергая цензуре высказывания критически мыслящих ученых.
Как бы дико это ни звучало, в университете Нью-Гэмпшира запретили недавно свободно выражать свои мысли. Это частный институт, и первая поправка на его территории не действует. И хотя девиз штата Нью-Гэмпшир — «Живи свободным или умри», политические «комиссары» в университете получили возможность промывать мозги студентам и наказывать нарушителей, посмевших высказать запрещенные мысли. Администрация открыто заявляет, что белые мужчины, гетеросексуалы, христиане и консерваторы создают в учебном заведении враждебную атмосферу.
Любопытный эпизод произошел в одном государственном университете. Студентка возмутилась, что «комиссары» еженедельно проводят политический инструктаж, а отдел разнообразия вызывает инакомыслящих на воспитательные беседы. «Это является нарушением индивидуальных прав и противоречит насаждаемой здесь концепции толерантности», — написала она в заявлении, отправленном в деканат. «Индивидуализм — это расистский, европоцентричный термин, — красной ручкой вывел на этом заявлении политический «комиссар». — Индивидуумы важны ровно настолько, насколько важна группа, к которой они принадлежат».
Еще один характерный эпизод: в одном из университетов Лиги плюща студенты обязаны были присутствовать на просмотре фильма, посвященного проблемам контрацепции и абортов. И когда одна католичка попыталась покинуть зал, сославшись на религиозные соображения, ее физически заставили досмотреть кино во имя универсальной концепции «толерантности» и «разнообразия».
Даже бывший президент Гарварда Ларри Саммерс потерял свое место, после того как признал, что относительно небольшой процент женщин, занимающихся естественными науками (в том числе нобелевских лауреатов), объясняется «природными различиями между полами». Ларри нарушил табу, принятые в политкорректной Америке. Ведь феминистки уверяют, что отсутствие женщин-галилеев, ньютонов и эйнштейнов объясняется лишь тем, что слабый пол всегда подвергался дискриминации.
К чему может привести засилье политических «комиссаров» в американских вузах?
— Нетерпимые леваки и неотроцкисты (такие, например, как Стэнли Фиш, Жан-Франсуа Лиотар, Жак Деррида и Ноам Хомский) оказывают разрушительное влияние на американскую систему образования, а следовательно, и на всю политическую культуру США. Согласно учению Антонио Грамши, цивилизацию можно уничтожить без единого выстрела, заняв ведущие позиции в университетах и других социально-культурных институтах. Концепция политкорректности будет развиваться до тех пор, пока не погибнет от собственной возвышенной глупости. Известная американская писательница русско-еврейского происхождения Айн Рэнд (бывшая Анна Зиновьевна Розенбаум) в своем романе «Атлант расправил плечи» критикует коллективистские ценности и предсказывает политкорректной Америке неизбежный крах. Однако никто не желает прислушиваться к ее советам.