Всё говорит о том, что «еще не всё дорешено». Ситуация не стала стихать и инцидент, как нужно полагать, не исчерпан. Мало того, с первой половины октября в некоторых кругах циркулируют упорные слухи о том, что Путин не готов спустить с рук Эрдогану великодержавные подходы в отношениях со странами-соседями. В дополнение ко всему стали известны тайные приготовления России к усложнению ситуации в регионе. Все это говорит о том, что не всё, о чем нам говорят политики, действительно так и обстоит.
Некоторые турецкие газеты говорят, что после упомянутой «посадки рейса» между Владимиром Путиным и Эрдоганом возникли весьма непростые отношения. Также якобы имел место телефонный разговор между лидерами двух стран, причем до политеса так и не дошло. Разговор якобы происходил в экспрессивной манере:
Путин: “Если хоть один турецкий солдат перейдет сирийскую границу, Россия очень жестко отреагирует”.
Эрдоган: “Это угроза? Для нас это неприемлемо”.
Путин: “Думайте как хотите, я свое слово сказал”.
После этого разговор прервался. Некоторые источники говорят о том, что трубку положил Эрдоган, другие говорят, что трубку положил Путин, что, в общем-то, могло быть правдой: в самом деле, если человек «свое слово сказал», чего еще ждать? Есть сомнение в том, что это было именно так, и что это вообще было, но если учитывать другие «косвенные» признаки, то может получиться, что Эрдоган уже достаточно давно испытывает терпение Путина. Путин, как известно, человек не вспыльчивый, но ничего не забывает.
Сама Турция ставит себя в весьма невыгодное положение. Примеряя на себя роль регионального центра силы (термин «региональный лидер» тут не подходит), Турция явно хочет показать, что она не станет раздумывать, если ей придется вступать с кем-то в противодействие. Так, уже не единожды Турция поддерживает «флотилии свободы», чем вызывает напряжение в отношениях с Израилем. Это уже привело к смерти людей, в этом участвующих. Турецкие недружественные поступки в отношении Сирии говорят скорее о «недалекости» турецких лидеров. В этом противостоянии тоже есть жертвы, счет уже идет на десятки тысяч. За это рано или поздно придется отвечать.
Положение у Турции небезоблачное. Сил на заявленные цели нет. Турция, замахнувшись на региональное лидерство, понимает, что не потянет и десятой доли связанных с этим расходов. Кроме того, если в противостоянии в Сирии не будет быстрых улучшений, то в ситуацию, возможно, придется вмешаться «взрослым» странам. В этом случае Турцию снова отправят в «детский сад» подрастать. Мечты о региональном лидерстве уйдут, а придет понимание, что «сопливый нос» и «региональное лидерство» вещи несовместимые. Также должно прийти понимание того, что Путин держит в руках успех турецкой «Партии Справедливости и развития» которую представляет Эрдоган.
Известно, что в России сейчас работает очень много турецких строительных компаний, практически по всей территории страны. Если только Путин просто выскажется как-то без радости в голосе о Турции, турецкие бизнесмены просто выпнут Эрдогана из политики, а руководство партии сможет легко расстаться с мечтами быть во власти в течение президентства Путина. А уж если против Турции будут приняты какие-то санкции, то придется говорить о финансовой стабильности в стране.
Вообще странам, окружающим Россию, пора понять, что Путин в состоянии менять правительства в этих странах так же часто, как собственные рубашки и носки. Это объективная реальность, и если он этого не делает до сих пор, то исключительно исходя из врожденной порядочности и партнерских подходов. Если бы, например, на месте России были бы США, то из-за попыток нагадить на голову их президента со стороны Прибалтики, местные лидеры уже давно разделили бы судьбу Мануэля Норьеги, а один из главных редакторов радиостанций, больше похожий на коверного клоуна, обрел бы арену для выступлений далеко за полярным кругом, где, как известно, «12 месяцев зима, а остальное лето».
Директор анкарского Центра Стратегический Исследований Ближнего Востока (ORSAM) Хасан Канболат считает, что отношения России и Турции «переживают самый блестящий период за последние пятьсот лет». Согласитесь, такое заявление дорого стоит. Стоит ли рисковать всем этим из-за мечты, которую Турция себе просто не сможет позволить?
Однако, развивая отношения с Турцией, Россия, как оказалось, всё-таки внимательно приглядывала за этим регионом, и не все происходящее в этом регионе России нравилось. Иначе как объяснить, что в 2010 году Россия разместила в Армении два дополнительных дивизиона C-300 в провинции Сюник недалеко от армянского города Горис. Американский центр военного анализа – IMINT в своих отчетах пишет: «Согласно снимкам 2011 года, в районе Гориса в настоящее время размещены несколько батарей. Развертыванием там C-300 берется под защиту ПВО Армении и весь регион Нагорного Карабаха». Учитывая непростые отношения Турции и Армении, можно предположить, что возможно вмешательство Турции в территориальный «карабахский» спор. В самом деле, если веря в свой собственный миф о региональном лидерстве, Турция считает возможным вмешиваться в события в Сирии, то почему однажды ей не придет в голову вмешаться в события в Карабахе? Ответ на этот вопрос и подготовила Россия: «Потому что российские ПВО служат прекрасным охладителем горячих голов в регионе».
Существующая инфраструктура базы ПВО легко может быть усилена еще несколькими дивизионами ПВО. Причем сделано это может быть быстрее, чем потребуется американскому авианосцу на переход через Атлантику. Вот за этим, вероятно, и следует следить турецким военным. Если база в сирийском Тартусе - это в основном «привет Израилю», то в провинции Сюник колокол явно звонит по туркам. Чего стоят турецкие «самолетики» в противостоянии с российским ПВО, в Турции уже знают. Если же в Турции всё-таки планируют такое противостояние, то «самолетики» правильнее будет комплектовать «одноразовыми» пилотами.
Турции сегодня необходимо сделать всё, чтобы загладить свою вину перед Россией. Такая вина несомненно есть. Турецкому премьеру следует избегать прямых разговоров с российским президентом, если он сразу не может сориентироваться, как нужно себя вести и что следует говорить. Тем более нужно дважды подумать прежде чем что-то делать. То многое, чего Турция достигла за последние 20 лет, было достигнуто при содействии России. При противодействии не только ничего не удастся больше достичь, но можно потерять уже достигнутое.
Если в каком-то смысле Турция рассчитывает на поддержку НАТО, то нужно понять, что Россия не даст возможности Турции прикрыться 5 статьей НАТО. Действия против Турции будут не военными. Не потому, что Россия боится НАТО, а потому, что Россия выберет точечный подход к решению проблемы, который позволит выделить Турцию из группы НАТО и причинить ей весьма ощутимый финансовый урон. Размер такого урона может оказаться неприемлемым. Пример с экономикой Грузии может служить хорошей иллюстрацией того, что может случиться в этом случае. Разница здесь в том, что грузинскую экономику держали на себе США.
Турецкую экономику США на себе держать не будут, это значит гарантированный экономический коллапс в стране. Самое интересное, что соседняя Сирия и её президент Асад преспокойно переживут крушение страны, обуянной неотюркизмом. Сейчас турецкая «партия» находится в миттельшпиле, и, как известно, это время принятия решения. Вслед за этим последует «точка невозврата». Понятно, что позиция России имеет тенденцию к ужесточению риторики, для Турции главное чтобы под эту российскую «молотилку» не попасть.