Можно, конечно, предположить, что он попытается сфальсифицировать результаты выборов по одномандатным округам, но лучше этого не делать. Сейчас у него есть хоть какой-то шанс остаться на свободе, хотя не следует забывать, что его друг Влад внимательно следит за ситуацией и воспользуется любой оплошностью, для того чтобы грузинского орла подвесить за причинное место.
Наш портал DAILYMEDIA еще в мае этого года совершенно уверенно предсказывал именно такое развитие событий в статье Грузия перед лицом плохого выбора. Однако есть нечто, что серьезно меняет расстановку сил. Выборы оказались провальнее, и это серьезно усложняет будущее Саакашвили. Весьма возможны неожиданные и даже необдуманные поступки с его стороны, чтобы сохранить свою свободу и даже жизнь.
Уже стали появляться первые слухи о том, что Саакашвили обратился за тем, чтобы ему разрешили въехать в США для дальнейшего проживания. Возможно, это кого-то повергнет в шок, но знающие люди говорят, что американцы попросили Саакашвили этого не делать. То есть, он может приезжать в США и проводить в стране какое-то время, но жить он должен в другом месте. Эту свою просьбу Саакашвили обозначил в ходе беседы с Хиллари Клинтон в июне месяце, потому что уже тогда было ясно, что будет происходить на выборах (не только в DAILYMEDIA известно, какими будут результаты выборов).
Скорее всего, Саакашвили направится жить в знаменитый город «русской» ссылки — Лондон. Возможно, это не самый лучший вариант, потому что не все жители Лондона являются друзьями Михаила Николозовича. Там есть такие «ссыльные», с которыми Саакашвили лучше не встречаться. Некоторые, вроде Ираклия Окруашвили, правда, живут то во Франции, то еще где-то. Если «боевые друзья» Окруашвили и Саакашвили соберутся где-то вспомнить о былых победах, согласиях и разногласиях, а потом по какой-либо причине один другому раскроит череп, мало найдется людей, которые будут безутешно оплакивать пострадавшего за отечество, кто бы из этих двоих им ни оказался.
В общем, фигура Саакашвили, как и фигура Тимошенко, уже отыграны, и их нужно как-то убрать с доски. То есть, не убрать из политики, а убрать вообще. Люди эти знают многое, времена были темные, дела были не всегда законные. Зачем Западу лишние хлопоты? А то ведь чего доброго их понесет книги писать, желающие опубликовать детали, видные только с «той стороны», найдутся всегда.
Здесь нужно отметить одну интересную особенность американской поддержки демократии. Внешнеполитическое ведомство США, горячо всеми россиянами любимый Госдеп, поможет черту рогатому, лишь бы тот мутил что-то в России. Михаилу Николозовичу до черта далеко, но и его поддерживали, потому что он выгодно занимал антироссийскую позицию. Понимая, что Россия и Грузия - и соседи, и даже бывшие сограждане, нужно отдавать себе отчет в том, что эта политика Саакашвили была еще и антигрузинской. Но как только запахло жареным, США уже не хотят иметь дело с Саакашвили, дружба кончилась. Кстати, в июне месяце госпожа Клинтон предупредила Саакашвили, что США не потерпят узурпации власти в Грузии. Это серьезно снижает желание Саакашвили фальсифицировать выборы. Вообще нужно сказать, что Америка хочет любым способом избавиться от Саакашвили, который пристал, как конфета к зубам, которую не отодрать.
Однако, что всё это несет Грузии? Как разложатся внешнеполитические карты после выборов? Это очень большой вопрос. Вполне вероятно предположить, что Иванишвили не пошел на выборы в парламент по определенной причине, во-первых у него не всё ясно с гражданством. Саакашвили лишил его гражданства, Иванишвили, конечно, мог бы получить гражданство назад, но не стал этого делать. Вероятно, решил не передавливать, да и зачем идти в депутаты тому, кто уверен, что станет президентом.
Грузинский президент теперь вроде бы становится фигурой номинальной, нечто вроде свадебного генерала, который не участвует в работе государственных органов, но по-отцовски надзирает и поучает. Этакий «государственный аксакал». Согласитесь, для человека, который имеет достаточно денег, чтобы не стремиться воровать, такой пост весьма удобен. Он предполагает почет и уважение, что для Кавказа очень важно, но не предполагает никакой ответственности за экономику страны и так далее. Все шишки своим лбом будет собирать премьер-министр. Наверное, это то, что ищет Иванишвили сегодня.
Особняком тут стоят отношения в треугольнике США, Грузия, Россия. Будучи политическим агностиком, Иванишвили не станет приверженцем ни одной из идей развития Грузии, будь то американская модель или российская. Опасность состоит в том, что третьего пути действительно нет. Либо Грузия падает под США, либо возвращается к России. Тем, кому покажется, что можно маневрировать между этими двумя центрами притяжения, автор советует взглянуть на Украину.
Как видим, Украина изо всех сил старается идти своим путем, и многое у Януковича получается, но до процветания его стране и благоденствия его народу пока еще очень далеко. Вот ровно то же самое получится и в Грузии. Конечно, можно идти своим путем в течение следующих 50 лет, и народ твоей страны будет помыкаем и пресмыкаем, но следует ли это делать? Если бы такая перспектива вырисовывалась для китайцев, то там есть смысл подождать и 50 лет, и даже 500, но добиться своего процветания. Для Грузии этот путь должен быть короче, слишком мало население страны и слишком большой отток населения из страны. Через 50 лет, возможно, и некому будет насладиться прелестями нового грузинского общества.
Сам господин Иванишвили заявляет, что будет стремиться ввести страну в НАТО. Возможно, этому заявлению верить сейчас не следует. Пусть он выиграет выборы, станет президентом, пробудет в должности года два, а там и заслушать его. Уже сейчас известно, что господин Иванишвили не самый большой фанат США. Его неприятие активной американской бизнес-позиции состоит, наверное, в неторопливых, почти философских переговорах о сделках, привычных ему. Американцы на это времени не тратят, поэтому кажутся всем жутко напористыми и слишком шустрыми пронырами.
Российские бизнес-отношения для Иванишвили более знакомы и приемлемы, ведь именно в этой бизнес-среде он сначала организовал свое дело, а затем и наработал капитал. Здесь его корни гораздо сильнее. Здесь он может получить то, чего ни за что и никогда не получит ни в той же Франции, гражданином которой он являлся ранее, ни в США, где он жил с 1994 года. Больше чем Россия ему не даст никто, но это обязательно используют против него. Уже сегодня Саакашвили объявляет его ставленником Москвы, и автор, скорее всего, с этим бы согласился, если бы в Москве вместо Путина сидел Саакашвили.
Путин никогда не пойдет на создание президента-марионетки ни на Украине, ни в Грузии. Путин играет в другие игры. Он хочет, чтобы президент соседней страны был избран народом, как избран народом сам Путин. Вот в этих условиях союз государств будет крепким и надежным. Если же привести во власть какого-то «своего сукиного сына», то и отвечать за него придется, и спасать его придется и, в конце концов, работать за него придется. Вот этого и старается избежать Путин, и, наверное, он прав. Президента должен выбирать народ, и поддерживать должен тоже народ. В противном случае предвыборные плакаты очень быстро смоет осенним дождем, Саакашвили продержится до первых дождей, и то лишь на плакатах. А дальше все помнят: Лица стерты, краски тусклы – то ли люди, то ли куклы...