На прошлой неделе ведущая либеральная газета Израиля «Хаарец» вышла с драматической передовицей «Нетаньяху против Обамы»: «Глава правительства Биньямин Нетаньяху выходит на войну. По дороге в Тегеран есть остановка в Вашингтоне. За полтора месяца до выборов в США Нетаньяху идет на открытый конфликт с администрацией Барака Обамы». Газета отмечает, что публичная манифестация несогласия с президентом США будет интерпретирована не иначе как попытка вмешаться в предвыборную кампанию в Америке на стороне республиканца Ромни. Либеральная «Хаарец» видит в этом опасность для страны: «Главное для нас – это опора в виде американской солидарности». Автор передовицы считает, что политика Нетаньяху ведёт к серьёзному и необратимому разладу с Вашингтоном.
Бывший министр юстиции Меир Шитрит заявил на днях, что отношения с США достигли низшей отметки за всю историю. А представлявший Израиль до недавнего времени в ООН промышленник Дани Гилерман заметил, что администрация Обамы тратит куда больше сил на предотвращение израильского точечного удара по Ирану, нежели на приостановление самой иранской ядерной программы.
Посол США в Израиле и министр иностранных дел Израиля поспешили выступить с успокоительными заявлениями о незыблемости дружбы между Иерусалимом и Вашингтоном, но слова их звучали неубедительно. Не только израильская «Хаарец», но и ведущие американские газеты вышли с передовицами о глубинной распре между Израилем и президентом Обамой.
В сегодняшнем выпуске «Нью-Йорк таймс» говорится прямо и резко: «Израильское руководство снова говорит о военной опции в Иране. В лучшем случае, это мелочно и вредоносно. А в худшем случае, это безответственно, поскольку есть время для дипломатических шагов». С резкими антиизраильскими передовицами вышли также либеральные «Нью-Йоркер» и «Вашингтон пост». Только «Уолл Стрит джорнэл» выступила с дружественной позиции по отношению к Израилю: «Администрация демонстрирует большую жёсткость по отношению к своему союзнику, нежели по отношению к иранской ядерной программе. С момента прихода к власти Обама демонстрирует по отношению к Израилю враждебное отношение и свою неквалифицированность».
Громогласные разногласия с администрацией Обамы разделили израильский истеблишмент на либеральное проамериканское крыло, возглавляемое президентом Шимоном Пересом, и на произраильское большинство, возглавляемое премьер-министром Беньямином Нетаньяху. Речь идёт не только о решении проблемы иранской ядерной программы, но и о будущем американо-израильских отношений в целом.
В Израиле говорят, что при вступлении в должность нового премьер-министра ему в первую очередь рассказывают об израильском военном потенциале, а затем – об отношениях с Америкой. А дальше ему приходится маневрировать между осознанием реальных возможностей Израиля и нежеланием приводить к потрясениям в отношениях с США. При демократической системе власти премьер-министр заботится прежде всего о своих шансах на переизбрание.
Прим. В. Зыкова. Не удержался выделить жирным одну из "прелестей" хвалёной демократии :)
Даже если серьёзное отдаление от Америки не представляет для Израиля реальной угрозы, оно может привести к временным экономическим трудностям, а этого опасается каждый действующий премьер перед выборами.
В мире сложилось впечатление, будто Израиль был создан при поддержке США и существует за счёт его помощи. На самом же деле, позиция американского Госдепа в 1947 году была категорически против самого образования еврейского государства. Общественное давление вынудило президента Трумэна проголосовать за резолюцию в поддержку образования Израиля, но параллельно Вашингтон наложил эмбарго на поставки оружия на Ближний Восток. Мощнейшую и незаменимую поддержку оказал Израилю как раз Советский Союз. Из рассекреченных за последние два десятилетия документов мы узнаём о том, как Сталин давал распоряжения всем советским представительствам в мире помогать всеми силами сионистскому движению. А чешский городок Брно стал перевалочным пунктом для оружия, которое Москва поставляло еврейским бойцам за независимость в 1948 году.
Невзирая на скорое охлаждение в отношениях между Иерусалимом и Москвой ещё при жизни Сталина, Израиль держался поодаль от Вашингтона ещё два десятка лет.
Прим. В. Зыкова. Зачем Сталин создавал Израиль, написано в статье Еврейские дивизии Сталина, а как кончилась эта дружба - гранатой в советское посольство - написано здесь: Бывают странные сближенья. Израилю пора возвращаться на нашу сторону баррикады - Анатолий Вассерман
Реальное стратегическое сближение с США началось после войны 1967 года. Мало кто знает, но первый «подарок» из Вашингтона в виде безвозвратной помощи Израиль получил только в 1974 году. На протяжении многих лет американцы сомневались в способности Израиля выжить во враждебном окружении. Только после четырёх победоносных войн и разрыва дипломатических отношений между Иерусалимом и Москвой в 1967 году в Вашингтоне пришли к выводу, что Израиль может сыграть уникальную роль в сдерживании советского влияния на Ближнем Востоке.
В отличие от советской «братской» помощи арабам и развивающимся африканским странам, увенчавшейся двумястами пятьюдесятью миллиардами долларов потерь, американцы умело вкладывали каждый доллар. Помощь Израилю росла и со временем достигла трёх миллиардов долларов в год. Но на деле это была не помощь, а очень выгодный бизнес. Глава американской авиационной разведки генерал Джордж Киган сказал в своё время, что Израиль сэкономил Америке с 1967 года по 1980 год $40 миллиардов.
Для понимания создавшейся ситуации возьмём эти три ежегодных миллиардов долларов и переведём их в реальные деньги. Более миллиарда долларов в год идёт на покрытие старых ссуд. (Для сравнения: Вашингтон списал Египту все долги). Второй миллиард – это наценки на оружие, которое Израиль покупает по завышенным ценам в сравнении с Саудовской Аравией, к примеру. Получается, что реальная помощь США Израилю составляет сейчас менее миллиарда долларов в год или – менее процента от израильского госбюджета.
Важно добавить, что Израиль является одним из крупнейших производителей и экспортёров оружия в мире. Были годы, когда он даже обгонял Россию, находясь на втором после США месте. Сейчас его статус в мире колеблется от третьего до шестого места. Если принять во внимание наносимый США Израилю вред в этой сфере, то оказываемая помощь может быть обозначена цифрами со знаком минус. Взять только, к примеру, сорванные американцами сделки с Индией и Китаем по поставке разведывательной системы «Фалькон».
Интересно, что успехи Израиля за последние 40 лет приходятся на те случаи, когда он действовал независимо от США. А вот его провалы были результатом повиновения воле Госдепа, который всегда пытался склонить Израиль к территориальным уступкам. Так, администрация президента Картера убедила правительство Менахема Бегина в конце семидесятых передать Египту весь Синайский полуостров взамен на мирное соглашение. На самом деле это был американский подарок президенту Египта Садату за то, что тот вышел из советского блока и стал новым клиентом США. Сегодняшнее положение на Синайском полуострове, возможно, вынудит Израиль к военному вторжению. К той же категории инициатив относятся и соглашения с Арафатом от 1993 года. Они привели к дестабилизации и кровавой волне, жертвой которой стали тысячи израильтян и арабов. Сама концепция «территории взамен на мир» явно не работает в этом регионе.
С другой же стороны, все крупные израильские стратегические успехи приходятся на несогласованные с американцами действия. Самыми яркими примерами тому могут служить действия по ликвидации ядерных реакторов в Ираке в 1981 году и в Сирии – в 2007 году. В первом случае на Израиль были наложены санкции: американцы приостановили поставки оружия. В 2007 году дело не дошло до санкций, но младший Буш с Кондолизой Райс сделали немало для убеждения премьера Ольмерта, что действовать надо только дипломатическим путём. Они также твердили израильтянам, что те не смогут справиться с поставленной задачей. А потом ядерного реактора не стало…
Внутренние тенденции в Израиле последнего времени немало способствуют тенденции размежевания с Вашингтоном. Неуклонный рост религиозного населения, отторгающего американский образ жизни, и разочарование в навязанных Вашингтоном уступках способствуют усилению антиамериканского скептицизма. Речь никак не идёт о превращении Израиля в Иран или Северную Корею, но о проведении более независимой от США линии. Эти тенденции могут также способствовать ускорению российско-израильского стратегического сближения. Оно и сейчас находится на высоком уровне, но новые тенденции на Ближнем Востоке, похоже, просто вынуждают обе стороны действовать сообща.
Остаётся дождаться победы «произраильского» крыла в Иерусалиме...