Россия официально ступила во Всемирную торговую организацию. До 2008 года Россия в целом сохраняла пассивную позицию по вступлению в ВТО, - главным образом из-за того, что не считала, что вступление в эту организацию принесет значительные выгоды для экономики страны. Во время восьмилетнего президентства Путина российский экономический рост был выстроен на базе экспорта энергоресурсов и оружия, а главными российскими торговыми партнерами были страны СНГ, Западная Европа и США.
В 2011 году Китай стал самым крупным торговым импортером для России, объем двусторонней торговли превысил 83 миллиарда долларов. Путин в целом определял российскую модель развития как стабильный экономический рост при условии обеспечения безопасности. Сегодня США и Европа увязли в экономическом кризисе. Таким образом, Россия должна, опираясь на ВТО и АТЭС, импортировать оборудование, чтобы обновить свою инфраструктуру.
Вступление в азиатское экономическое сообщество
Выпускник экономического факультета МГУ, председатель Делового консультативного совета АТЭС Зиявудин Магомедов считает, что страны АТЭС должны максимально сотрудничать по вопросам региональной интеграции, транспорта, логистики и продовольственной безопасности, а базой доверия между странами в таком сотрудничестве должна стать охрана ключевых технологий, затрагиваемых этим взаимодействием. Например, в транспорте и логистике ключевые технологии должны быть защищены, равно как и относящиеся к сфере перевозок ключевые технологии в сфере материальных ресурсов и товаров.
Российская сторона считает, что глобальная экономика уже вступила в период всестороннего развития, который не полностью зависит от предоставляемых Соединенными Штатами рынков, однако в процессе расширения собственных рынков и внутреннего спроса, азиатские страны по-прежнему сталкиваются с проблемами политической и экономической неустойчивости. Если Россия в процессе транспортировки своих товаров столкнется с тем, что в АТР из-за приграничных или других вопросов наступит региональная “холодная война” или даже произойдет вооруженный конфликт, сможет ли она в обычном режиме продолжить осуществлять перевозки? В такой ситуации товары превратятся в стратегический ресурс, а деловое поведение - в политическую позицию.
Магомедов также возглавляет совет директоров группы “Сумма”, чья сфера деятельности касается электроэнергии, портов, добычи нефти, строительства и консалтинга. Сегодня инфраструктурное строительство в России отлично соответствует направлению развития крупных компаний. Если в будущем Россия и Азия достигнут согласия в вопросах транспорта, логистики и продовольственной безопасности, то крупные компании к тому времени также смогут извлечь невиданную выгоду.
Региональный дисбаланс в фокусе российского развития
С 16 по 19 июля в Хошимине состоялось третье заседание Делового консультативного совета АТЭС, на котором российская делегация представила новый план действий по вопросу трансфера технологий. Данная программа уже получила неофициальное название “Владивостокская декларация”, она направлена на интенсификацию обмена передовыми технологиями между странами АТР. До сегодняшнего дня главным препятствием для импорта технологий являются риски, связанные с нарушением прав интеллектуальной собственности. Главной идеей “Владивостокской декларации”, которая затрагивает принципы международных стандартов, являются договоры о трансфере технологий, аналогичные Инкомтермс в международной торговле, и при этом они должны соответствовать интересам азиатских стран. Если система расчетов между продавцами и покупателями главным образом определяется Западом, а риски азиатских стран не учитываются западной системой, то обе стороны могут использовать собственную валюту для расчетов, что позволит избежать потерь, которые вызваны пришедшим с Запада экономическим кризисом. Либо, если в какой-то азиатской стране начнется кризис, но сама по себе она останется выгодным местом для инвестиций: продавец может осущевлять инвестиции в эту страну при помощи торговли, и когда эта страна выйдет из кризиса, то прибыть продавца будет весьма высокой. Сегодня многие российские олигархи любят делать рискованные инвестиции.
Россия считает, что азиатские страны сначала должны сформировать экономическое взаимопонимание, чтобы справиться с кризисом, либо дождаться, когда из кризиса выйдет Запад, и затем догонять его. Если проблемы в Азии вызваны поведением США, тогда азиатским странам абсолютно необходимо построить консультативный механизм. Например, распространить членство в ШОС на другие азиатские страны, в том числе и такие, которые потенциально могут создать проблемы – Индию, Вьетнам, Северную и Южную Корею.
Безусловно, нельзя переоценивать эффект этой декларации. Сегодня в конкурентной борьбе западных стран за традиционные товары складывается неблагоприятная ситуация, и эта борьба обладает ярко выраженным протекционизмом. Россия же находится на другом этапе развития, открытость ее рынка довольно высока. Слияние России и Азии находится в ключевой фазе. На высшем уровне в России существует следующее понимание: Россия не хочет, чтобы ее поддержка двух-трех азиатских стран вызвала неудовольствие других стран.
Китай стоит перед большими вызовами
Зиявудин Магомедов также заявил, что главной задачей развития России сегодня является усовершенствование и обновление технологий и региональный дисбаланс. С 2000 года Путин в целом преодолел экономические последствия распада СССР. Можно сказать, что российская экономика прекратила падение и возобновила рост, благодаря его усилиям. Однако сильный дисбаланс между восточной и западной частями Росии, коррупция и усиление бюрократии стали препятствиями для развития страны.
После 2008 года президентом России стал молодой Медведев, но надежда ставшего премьер-министром Путина решить эти два больших вопроса за счет постепенного омоложения и насыщения профессиональными кадрами кабинета министров практически не дала результатов. Омоложение кадров и привлечение технократов произошло только в команде Медведева. В 2012 году, после того как Путин вновь стал президентом России, он рассчитывает еще раз использовать интернационализацию для достижения равномерного развития страны. Сегодня в Москве есть мощные базовые финансовые и технологические источники для развития. Москва, в которой основной рабочей силой являются граждане Центральной Азии и Кавказа, после вступления в России ВТО сможет еще больше упрочить свои преимущества.
Для Китая вступление России в ВТО означает больше вызовов, чем возможностей. Несмотря на то, что Китай экпортирует в Россию большой объем продукции, эти товары, в основном, не являются торговыми марками и практически не имеют высокой добавленной стоимости. Главной опорой будущего развития России являются инвестиции в инфраструктуру, например, - в развитие и многоступенчатое использование информационных сетей, энергоресурсов. Эти инвестиции являются большими по объему, но для их явной отдачи требуется время. Россия считает, что, благодаря тридцатилетнему развитию, Китай сформировал эффективную производственную цепочку, но ему по-прежнему приходится тратить большие усилия на развитие своего потребительского рынка. Китайские инвестиции краткосрочны, и очень мало из них идет на инфраструктурные проекты за границей. В этом заложено противоречие с российским курсом развития, поэтому в следующие 10 лет Китай может столкнуться с весьма серьезными вызовами.
Автор – профессор Университета Цзинань, сотрудник Научного общества Чахар
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.