Всем уже, наверное, в зубах навяз текущий кризис, который убивает-убивает Европу, но убить так и не может. Может быть, в этом есть его особая изощренность, не убивать экономику сразу, а изощренно помучить её. Немцы в таком случае сравнивают экономические мучения с резанием коту хвоста по кусочку. Тем не менее, никого не удивляет, что Греция умирает и никак не умрет, экономика Испании на ладан дышит и никак «не надышится».
Остальные страны ничуть не лучше, но и, однако ничуть не хуже. Все потихонечку прозябают в своих национальных углах коммунальной евроквартиры. Впору, в конце концов, и спросить, так где же он, долгожданный и ужасный? Любители «ужастиков» уже заняли места и запаслись попкорном, а шоу всё не начинается.
Спешим успокоить тех, кто расстроился и испугался, что «ничего не будет». Всё обязательно произойдет, и вообще-то уже происходит, но видна будет лишь его финальная стадия. Тем не менее, экономисты сейчас похожи на синоптиков, которые, не отрываясь от мониторов, следят за развитием урагана, фиксируют все стадии развития финансовой катастрофы, и она кажется неминуемой, но, возможно, это только кажется. Об этом мы обязательно поговорим чуть позже. Возможно даже удастся убедить читателя, что текущий кризис - категория не экономическая, но давайте по порядку.
Каким-то особым образом кризис в последнее время ведет себя совсем странно. Захватив более слабые страны, кризис никого не убивает и не обездоливает. Есть, конечно, выступления недовольных граждан, но какие-то они не настоящие, как российские мускусные «хомячки с болотной». Как будто не сильно и припекает. Ну да, неприятно, ну да, от многого приходится отказываться, ну не на Гавайи поедем, а в Грецию, но ничего ужасного.
Тем не менее, телеканалы и пресса продолжают нагнетать ситуацию. В сюжете телеканала Аль-Джазира появился очередной подобный, леденящий душу репортаж, который совершенно точно предсказывает крайне негативное развитие экономики Европы.
Как видим, недостатка в негативе нет. Однако внимательный читатель обратит внимание на то, что самая большая угроза рецессии отнюдь не в зоне евро. Великобритания, как известно, не в зоне евро, но широко пользуется ценными бумагами Еврозоны, неплохо на этом зарабатывая. Таким образом, мы понимаем, что невозможность зарабатывать как прежде весьма беспокоит Великобританию и ставит на грань экономической стабильности британскую корону.
Вторым, и весьма серьезным моментом является экономика Франции. Как известно, Франция - это вторая экономика Европы, но уже в первом квартале 2012 года был зафиксирован нулевой рост ВВП, специалисты считают, что во втором и третьем квартале ВВП потеряет по 0.1 процента. Неофициальные потери будут значительно больше. Тем не менее, Франция - это не самое слабое место в экономике. В среднем по Еврозоне потери составят 0.6 процента ВВП, это колоссальные потери.
Тем не менее, как было замечено раньше, никто в Европе не умер от голода. Специалисты называют этот кризис «высокотехнологичным» и «банковским». Речь здесь, конечно же, не идет о высоких технологиях производства, но именно о высоких банковских технологиях, деривативах, финансовых инструментах, производных, акциях и тому подобных красивых словах, призванных скрыть за всей этой красотой низкую сущность спекуляций и обворовывания граждан.
Рассмотрим небольшой пример из реальной жизни. Автомобильный концерн Пежо-Ситроен планирует уволить 8000 сотрудников и закрыть автосборочное предприятие в Сен Дени из-за того, что продажи автомобилей упали на 16 процентов в июле 2012 года по сравнению с предыдущим годом. Казалось бы, что тут рассматривать, кризис, вот и упали продажи, однако не всё так однозначно и не все так просто. Всё дело в том, что южнокорейские автопроизводители Kia и Hyundai, напротив, демонстрируют рост продаж в 2012 году. Значит, дело всё же не в отсутствии покупателей.
Покупатели по-прежнему покупают автомобили, может быть чуть в меньшем количестве, но и не более того. Проблема здесь все же, как видно, в следующем. Экономическая модель Запада в целом и стран Евросоюза в частности во многом устроена по спекулятивному принципу. Этот принцип теперь актуален и в производствах. Однако в условиях «затоваривания» рынков спекуляция на продукции невозможна, но возможна спекуляция на активах средств производства. Это, как известно, акции и другие биржевые инструменты.
Так вот, именно на эти биржевые инструменты и пришла чума кризиса. Коль скоро спекулятивный сектор очень велик, то и кризис оказался очень велик. Нынешний кризис выбирает своими жертвами очень «продвинутые экономики». Вот их это и касается в первую очередь. Чувствуя, что кризис за них возьмется по-настоящему, спекулянты, которые по-прежнему обладают огромным количеством ресурса, поднимают шум, в том числе и в медиа-пространстве. Всё это напоминает эпизод из фильма «Свадьба в Малиновке», когда Попандопуло слезливо жаловался «пану атаману Грициану Таврическому»: Гриня, ты видел, как этот гад меня по морде? Атаман ничего тогда не ответил и за Попандопуло не заступился. Так и граждане стран Евросоюза не считают необходимым помогать своим «попандопулам-кровопийцам».
Во Франции хорошо понимают, почему у них уже рецессия, а в Германии всего лишь небольшое падение производства. Разница тут в том, что Германия последние годы, после развала СССР и перераспределения секторов рынка, сочла для себя необходимым скупить и обанкротить то, что плохо «лежит», и таким образом уничтожить конкурентов в производственном секторе. Теперь Германия - страна производитель, а та же Великобритания в основном «бумажками торгует», на которые сейчас спроса нет, обдираловка закончилась.
Выходом из создавшегося положения может стать создание реальных производств, на что французский президент обращает внимание, но тут, как говорится, не всё так просто и легко. Кто-то говорит о более тесном сотрудничестве между Германией и Францией, кто-то наоборот призывает Францию стать более самостоятельной и обособленной, и даже ввести дополнительные заградительные тарифы на корейские автомобили. То есть, открытый рынок хорошо, когда зарабатываем мы, и плох, когда зарабатывают на нас.
В основе этого кризиса лежат технологии. Технологии банковские, технологии политические и геополитические. Всё это требует введения регулирующих законов. Однако тогда будет невозможно зарабатывать бешеные деньги строго ограниченному кругу лиц. Очень часто приходится слышать, что в кризис олигархи жутко поднялись, а все остальные «упали». Не следует забывать, что олигархи в основном сидят на реальной экономике, а она по-прежнему продолжает работать, сдулись лишь «цукербергеры», которые свои деньги получили через спекуляцию на акциях их компаний. В этом нет ничего удивительного «сдулся» спекуляционный капитал. Но спрос на услуги, предоставляемые этой компанией, остался. Так что если бы деньги компания получала за свой сервис, она бы не понесла таких тяжелых убытков.
Таким образом, совершенно понятно, что кризис будет развиваться и дальше, но затрагивать будет тех, кого, по мнению граждан, чума давно должны была бы прибрать к рукам. Причина кризиса всё же лежит не в экономическом поле, а в морально-нравственном. Экономика - это всего лишь инструмент убийства, а не сама жертва, как нам стараются показать. Все же то, что происходило на биржах, это не экономика, а преступные спекуляции и воровство. Вспомните всех этих людей, которые пустились во все тяжкие. Когда-то это началось с самоубийств в топ-менеджменте компании Энрон, а теперь продолжается арестами в британском медиа-пространстве. Такое широкое поле кризиса говорит об одном: симптомы шире того, что мы себе представляем. Кризис захватывает не отдельные отрасли или государства, он охватывает гнилую верхушку всех стран мира, ну так может и спасибо ему за это? Кризис делает то, чего не сделало правительство стран — наказывает воров и спекулянтов, в таком случае, кризис это уже категория моральная, а не экономическая.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.