И тут они, разумеется, правы, ведь активность действительно схожая. То, что делает Турция против Сирии, сейчас делает Сирия против Турции. Дело в возможностях Сирии, ведь турецкие возможности выше на порядок. Но если предположить, что усилия Сирии здесь достаточные, то вполне реально ожидать похожей активности на территории Турции.
Турки, тем не менее, этот момент явно проспали. Асад оказался настоящим политиком, он выигрывает партию, обладая гораздо более скромными силами. Кроме того, медийная машина выхолостилась на сирийской тематике, но набравший обороты маховик требует продолжения, закон жанра ищет новую информационную пищу, однако её нет, и теперь журналисты станут говорить о том, что ранее тщательно скрывалось и замалчивалось. Теперь Асаду нужно просто не лениться и скармливать журналистам то, что он считает нужным, остальное они сами додумают. Совершенно понятно, что конфликт в Сирии продолжается, тема еще до конца не отработана, а читателя порадовать нечем, вот и придется говорить о чем-то новом, а это новое - явная противоположность старому. В общем, читателя ждут весьма интересные откровения на этой неделе.
Одним из откровений, вероятно, могла бы стать информация о том, что в минувшую субботу на юго-востоке Турции в провинции Хаккари произошли серьезные боестолкновения с активистами курдской рабочей партии, которые, как известно, выступают за создание собственного государства. В селении Семдинли курды атаковали правительственный блокпост. В результате этой атаки шесть солдат правительственных войск, два охранника в селе и одиннадцать курдов погибли. Еще пятнадцать военнослужащих получили ранения различной степени тяжести. Об этом сообщил губернатор провинции Орхан Алимоглу.
В начале атаки курдам удалось застать правительственные войска врасплох, правительственным войскам не удалось организовать достойного сопротивления. Курды после обстрела блокпоста стали отходить, и были преследуемы вертолетами правительственных войск, это и привело к значительным жертвам среди курдов.
Необходимо сказать, что Турция опоздала как минимум на две недели с профилактическими антитеррористическими мероприятиями, хотя курдских боевиков террористами называть нельзя. У них ничуть не меньше прав на собственную землю, чем у граждан Сирии или Ливии. Однако там это оппозиция и повстанцы, ну а тут, разумеется, боевики и террористы. Разница тут все же есть. В Сирии воюют наемники против законных правительственных войск, то есть, люди пришлые, и никаких прав, кроме как право на пулю в затылок, у них в Сирии нет. В Турции же против правительственных войск выступают именно коренные жители этих забытых богом земель. То есть, ситуация совсем противоположная. И преступными как раз являются действия турецкого правительства против собственного народа.
Вот эти откровения могут стать большой новостью на следующей неделе. Теперь политкорректному европейскому сообществу придется пережить несколько неприятных моментов. Как можно объяснить, что президент Асад нелегитимен именно потому, почему Эрдоган как раз и является законным премьером, «защищающим права граждан» Турции на мирную жизнь. Но по сути самого конфликта, разумеется, Асад на голову выше Эрдогана хотя бы потому, что не разжигал войны в Турции, не устраивал революций в соседней стране.
Еще одним очень важным моментом можно считать реакцию на события в Турции не европейских стран, а России. Если Россия поддержит Турцию, то позиции её можно считать консервативными, именно с этой основы идет поддержка Асада. Если же Россия поддержит курдов, то весьма возможно обозначить российскую позицию как прогрессивную, следующую за трендами в мировом переустройстве.
Прим. В. Зыкова. Не думаю, что Россия даст однозначный ответ на этот вопрос. Это ей ни к чему.
Это вполне сближает позиции России и США, которые стремятся к снижению суверенности государств, однако это может принести много забот самой России. Декларируя такой подход, нужно быть последовательным, и, возможно, в дальнейшем в таком случае придется соглашаться с отделением каких-то областей и национальных образований в самой России.
Вот тут наступает интересный момент. Если Россия объект международной политики, то произойдет именно так, как было сказано в прошлом абзаце. Если же Россия считает себя субъектом международной политики, то она имеет право поступать так, как ей выгодно в обоих случаях, и если первый раз Россия может поддержать курдов, то в случае со своими «отщепенцами» Россия имеет право игнорировать свою модель поведения в случае с курдами. То есть России есть смысл не придерживаться той или иной линии, а гнуть её под свои нужды.
Чем более открыто и уверено будет это делать Россия, тем меньше найдется желающих проверить её решительность в очередной раз. В международной политике наступит момент, когда политики будут считать за лучшее не трогать Россию, ибо выйдет себе дороже. Сейчас же ситуация абсолютно обратная, России приходится отбиваться от всевозможных западных инициатив. Всем известны всевозможные ПРО и так далее. Следует отметить, что вся эта «оборонная мишура», это не что иное, как ничем не спровоцированные «инициативы» Запада. Так что, в случае активной политики, Россия не теряет практически ничего.
Запад должен понять, что завоевать, разодрать на куски, разворовать российские богатства не удастся, а стало быть, нужно искать другой, невоенный подход к развитию отношений с Россией. Нравы в международной политике царят откровенно дикие, и когда слышишь от российского президента утверждение, что «нужно быть сильным, ибо слабых бьют», на примере Югославии, Ирака, Афганистана, Ливии и теперь попыток в отношении Сирии, легко убеждаешься в правоте сказанного российским президентом. Возвращаясь к Турции, важно понять, что США и ЕС больше не смогут говорить о поддержке сепаратизма в Сирии и исключать подобную активность в Турции. Теперь всё будет одним миром мазано.
В.З. Если автор советует России "гнуть линию под свои нужды", то уж США и ЕС давно это делают в особо циничной форме, и иметь совершенно противоположную точку зрения по сирийским и турецким курдам для них не составит ни малейшей проблемы :)
Ко всем новостям необходимо добавить и еще одно очень важное и весьма негативное событие, которое сейчас происходит в приграничных областях двух государств. Протестные активисты, а проще сказать, международный сброд или сирийские предатели и дезертиры, начали процесс деления. Сирийские «протестанты» начали дробиться. Происходит это потому, что Асад успешно громит эту свору, а они в поисках виновных в своих неудачах указывают пальцем на своих бывших соратников, с которыми раньше были готовы идти вместе, но сегодня считают их виновными в поражении.
За спинами Сирийской Свободной Армии (Free Syrian Army, FSA) и Армии освобождения Сирии (Syria Liberation Army, SLA) всегда маячили братья-мусульмане. Они не выходили на первые роли потому, что всегда были близки с Аль-Каедой, и в этом случае понятно, что на финансовую поддержку США рассчитывать не приходилось бы. Поддержка эта оказалась весьма серьезной. По некоторым данным, США финансировали это непотребство весьма щедро. За все время существующего противостояния, США выплатили больше 100 миллионов долларов, хотя официальная информация выглядит значительно скромнее, всего лишь 25 миллионов. За эти американские миллионы и идет сейчас борьба в рядах повстанцев. Глава недавно созданного Совета Охранителей Революции (СОР) Хайсам аль-Малех заявил, что необходимо «работать 24 часа в сутки, а не предаваться прелестям роскошной жизни в зарубежных столицах», намекая на неумелое руководство СНС. Таким образом, совершенно понятен знак, который господин Малех хочет подать западным спонсорам: "Деньги нужно давать нам!" Однако это всего лишь очередные большие карманы, в которые перекочуют деньги США, ЕС, Саудовской Аравии и Катара.
В то же время спонсоры мятежников в арабском мире хотят видеть «результат за свои деньги». Среди самых отъявленных радетелей за права «угнетенных сирийцев» значатся Саудовская Аравия и Катар. В этой генетической неприязни, разумеется, есть место религиозной вражде. Однако не сама религия здесь является причиной. Оскудевающие запасы нефти могут не дать возможность сохранить страну единым государством. Поэтому король Саудовской Аравии Абдалла, старается зачистить пространство вокруг страны двух мечетей (имеется в виду Мекка и Медина – два главных священных города ислама). Если бы сегодня стало известно, сколько действительно есть нефти в Саудовской Аравии, возможно, мир бы изменился до неузнаваемости всего за неделю. Однако саудиты ввели информацию о запасах нефти в ранг государственной тайны.
Вообще нужно сказать, что королевство Саудовская Аравия - одно из трех государств, которое позорит своим присутствием нашу цивилизацию. Это государство названо по имени правящей династии Саудов. Два других позорища - это княжество Лихтенштейн и королевство Иордания. Они бы еще именем своих домашних питомцев свой народ назвали. Следует, однако, отметить, что за лидерство в «демократизации» Сирии помимо Саудовской Аравии борется еще и Турция. Это сильно осложняет достижение цели, потому что между Турцией и Саудовской Аравией отношения всегда были непростые. Во времена османской империи Турция поддерживала главных конкурентов Саудов – клан Рашидов.
Турция и Саудовская Аравия воевали практически со дня возникновения Саудовской Аравии в 1744 году. Однако стычки переросли в настоящую войну в 1817 году, когда войска Мухаммеда Али-паши разбили армию Имама Абдаллы. Таким образом, первое саудовское государство просуществовало всего лишь 73 года, и было разрушено теми, кто сегодня хочет удержать региональную пальму первенства — Турцией. Впоследствии войска 22-летнего Абд аль-Азиза из семьи Саудов захватили Эр-Рияд, расправившись с губернатором из семьи Рашиди. Можно с уверенностью сказать, что если бы какой-то из этих стран сегодня удалось одолеть Сирию, то так или иначе каждая из этих стран претендовала бы на статус победителя, со всеми, как говорится, вытекающими. Следом за этим возникнет очередное противостояние, на этот раз уже между Саудовской Аравией и Турцией.
Однако Турции грозят и более скорые события. Теперь на территории Турции, в результате проникновения сброда со всего мира, который Асад выпихнул на турецкую территорию, будет совсем не райское место. Как известно, наемники имеют за плечами не Гарвард и не Итон, это помойные коты, которые где едят, там и гадят. Неприятности от них будут и местным властям, и курдским сепаратистам. Улучшение ситуации явно дрейфует в сторону Сирии.
Каким же образом Башару Асаду удалось так развернуть ситуацию, что в какой-то момент он даже может оказаться миротворцем для Турции, в её конфликте с курдами? Новое - это, как известно, хорошо забытое старое. Династия Асадов - это представители религиозного меньшинства — алавитов. В процентном соотношении это 10 -12 процентов населения, существуют проблемы с другими религиозными группами и соседской Турцией. Отец Башара Асада, Хафез Асад, был решительным человеком, и его недаром называли «львом пустыни».
В феврале 1982 года Хафез Асад, так же как сегодня его сын Башар, уже брал штурмом всё тот же город Хама, противостояли ему и тогда, так же как и сейчас, братья-мусульмане. Хафез очень решительно тогда разобрался с мятежниками. По разным оценкам, потери среди исламистов составили от 17 до 40 тысяч погибших. Правительственные войска потеряли до тысячи солдат. Победа и тогда далась непросто, но и в прошлые годы Хафезу удалось нейтрализовать внешнее влияние из Турции. Он допустил мятежных курдов на сирийскую территорию, и те изрядно беспокоили турецкие власти. Кончилось всё тем, что Турция начала терять терпение и пригрозила войной Сирии, в ответ на это Сирия согласилась прекратить принимать у себя боевиков курдов и выдворить их со своей территории, а Турция не стала больше поддерживать братьев-мусульман в боевой активности в Сирии.
В сегодняшней жизни ставки возрастают. Количество стран, поддерживающих мусульман, растет, лагерь союзников Сирии этим похвастаться не может. Тем не менее, в такой гораздо более сложной ситуации, Башар Асад прекрасно ориентируется и находит выход в, казалось бы, весьма непростой для него ситуации. Турции, как можно понять, восточная мудрость отказала в содействии, и проблемы для нее только начинаются. Одной, и возможно самой большой проблемой для Турции может стать то, что её бизнес в Сирии в Алеппо теперь резко пойдет на убыль. Это легко может вызвать развитие финансового кризиса уже в самой Турции, здесь уже будет не до Сирии. Если кризис придет в Турцию, это будет означать, что Европу ждут новые потрясения. Роль Турции для экономики Европы так же важна, как роль Китая для мировой экономики, хотя Турция и не является членом Евросоюза. Если начнет буксовать турецкая экономика, то вместо движителя Турция превратится в балласт, который сегодня не сможет удержать на плаву никто, потому что уже совсем скоро вторая экономика Еврозоны - Франция - начнет черпать воду обоими бортами. Кому в этом случае будет дело до какой-то Турции, а тем более Сирии.