Прошедшие переговоры в рамках встречи G-20, а вернее перед ней заставили заскрипеть журналистские перья. Кто-то говорит, что Путин и Обама за всё время смогли только один раз улыбнуться друг другу, кто-то говорит, что им не удалось договориться по Сирии и Владимир Путин проявил свою знаменитую твердость и неуступчивость.
Тем не менее, в западной прессе появились материалы о том, что Россия собирается выводить свою базу из Сирии. В то время как все российские СМИ говорят, что идущие туда корабли с десантными подразделениями доставят личный состав для защиты российской военной базы, итальянское издание Sole24 заявляет, ссылаясь на британскую Таймс, что Россия посылает свои корабли в Тартус для эвакуации личного состава и военной техники.
Госдеп по этому поводу пока молчит, но до этого и там прокололись на выдаче «на гора» желаемого вместо действительного, тут имеется ввиду история с поставкой Россией вертолетов президенту Асаду. Однако анализ того, что происходит в мире за последние несколько дней, говорит о том, что Запад пытается выстроить консолидированную позицию против Сирии и России, а также Ирана и Китая.
Так, стало известно о давлении на российские компании, занимающиеся грузоперевозками. Британская страховая фирма прервала страховку судна Alaed, что автоматически означает невозможность обработки его грузов в любом порту мира. Кроме того, Евросоюз требует немедленного захода судна в один из ближайших портов для досмотра его груза. В этой ситуации Россия выглядит мальчиком для битья, который получает увесистые оплеухи со всех сторон и не имеет никакой возможности «ответить».
Всё это делается лишь для того, чтобы вынудить Россию считаться с вето Евросоюза на поставку вооружений в Сирию. Это, конечно, достойный образчик свободной торговли и уважения суверенитета страны. Давление, оказываемое на Россию, выглядит совсем не малым. Что же в этой ситуации предпримет Владимир Путин, как известно, без него во внешней политике России не решается ничего.
Уже ходят слухи о том, что плохое настроение российского президента связано именно с информацией по противодействию Евросоюза и США следованию своим маршрутом судна Alaed. Кроме того, возможно Путин сейчас просчитывает ответные меры. Всем известно, что за Путиным, что называется, «не заржавеет». Из всех, кто так или иначе активно противодействовал ему, в политике до сих пор остался лишь Саакашвили, да и его время быстро сходит на нет.
Никто не вспоминает про президента Буша или Кондолизу Райс, Николя Саркози уже под следствием, Березовский теперь больше походит на навозного жука, который роется в том, в чем и положено рыться навозному жуку. Путин умеет расчищать политическое поле и, вероятно, именно это произойдет в очень скором будущем. Если то, что кажется видимым, реально существует, то очень скоро мы станем свидетелями того, как во внешней политике России станет прогрессировать синдром «Райс». Это значит, что все внешнеполитические устремления США будут разбиваться о стены Кремля как океанские волны о прибрежные скалы.
Хиллари Клинтон снова будет непросто дозвониться до Лаврова. Все важные политические инициативы Запада останутся без какого-либо внимания со стороны Москвы. Нужно сказать, что в этом случае Обама может попасть в капкан «имени Саркози». Как все помнят, со стороны России не поступило никаких одобрений и высоких оценок сотрудничества, Саркози проиграл только потому, что не получил именно этого одобрения.
Мне могут возразить, что это повысило бы шансы Саркози всего лишь на несколько процентов, и это правда, но именно это же количество процентов ушло бы от Франсуа Олланда. То есть, если бы к Саркози пришли 5 процентов, то эти же ушедшие от Олланда 5 процентов при сложении у одного и вычитании у другого дали бы уже 10 процентов разницы в голосах. У автора есть глубокое убеждение, что Саркози бы никогда не проиграл, если бы больше оглядывался на Россию. Возможно это же удержало бы его от неправомерных действий в Ливии.
Вот этот «капкан Саркози» сегодня уже учитывается президентом Обамой. Не верьте тем, кто говорит, что внешняя политика не важна для выборов президента США. Особенность действия капкана Саркози такова, что он не влияет на претендента Ромни, и в этом смысле Ромни более свободен в высказываниях и своих действиях. Тем более, что американцам нравятся агрессивные заявления в сторону России.
Возвращаясь к ситуации в Сирии, можно сказать, что выводы делать еще рано. Здесь, как ни странно, всё зависит только от Путина. Все зависит, насколько серьезно он готов осложнить отношения с Евросоюзом вообще и с Великобританией в частности. Давление со стороны британской короны вряд ли может остаться без ответа.
Всем, вероятно, помнится, что было после того, как Лондону пришло в голову, что в смерти Литвиненко виновна Россия. Дело дошло до того, что британский премьер Тони Блэр потом «заново учился улыбаться». Но самое интересное, что всё это кончилось для него весьма плохо. До случая с Литвиненко карьера Блэра была очень уверенной. Он пробыл на этом посту три срока всеобщих выборов, но сразу после ухудшений отношений с Россией в Британии посчитали за лучшее убрать его как раздражающий Россию фактор.
Сравните даты, в ноябре 2006 года умирает Литвиненко, а 27 июня 2007 года произошла отставка Блэра. Те, кто следил за этой историей, помнят, что как раз на это время пришлись самые ожесточенные споры о причастности Путина к этому скандалу. Но нет худа без добра. За месяц до отставки с поста премьера правительства её королевского величества, а именно 30 мая 2007 года, Тони Блэр был торжественно провозглашен верховным вождем Сьерра-Леоне. Можно представить, что члены Палаты Лордов наверное чуть не задохнулись от зависти. А скорее, конечно, Тони Блэр по этому поводу был многократно осмеян.
Попробовал себя в качестве противника Путина и Гордон Браун, следующий премьер от лейбористов, тот прославился тем, что предложил России изменить конституцию, чтобы выдать подозреваемого в деле Литвиненко Андрея Лугового. Кончилось это тоже весьма плохо, получив от Путина отлуп по полной программе, Браун оказался совсем невнятным премьером с комплексом неполноценности, которого так и не смог преодолеть. В результате его невнятного премьерства лейбористы уступили на следующих выборах консерваторам.
Вообще нужно сказать, что тот, кто «по-плохому» противостоит Путину, качественно портит свою карьеру. Для политика агрессивно противопроставить свою карьеру тому, что делает Владимир Путин, равнозначно тому, чтобы человеку попасть под хлебоуборочный комбайн. «Зерна от плевел» в этом случае отделяются легко. Тот же, кто сотрудничает с российским президентом, вправе расчитывать на долгую политическую карьеру.
Примером здесь может быть фрау Меркель. Она, кстати, тоже почувствовала свою неправоту, и на прошлых выборах её партия понесла серьезное поражение. Как результат, сразу после этого госпожа Меркель сразу заговорила о необходимости строительства дополнительных «ниток» Северного Потока.
Однако возникает вопрос, что же будет делать Путин в смысле сирийского противостояния с Западом. Если предположить, что вся эта история с судном Alaed правда, и груз на его борту действительно вертолеты, то это лишь усугубляет ситуацию. Если Россия не может доставить вертолеты гражданским судном, то, вероятно, она это сможет сделать военным транспортом. Думается, что вряд ли кому-то в голову взбредёт попытаться досмотреть российское военное судно. Однако тут все зависит опять от Владимира Путина. Захочет ли он продолжать попытки доставить эти вертолеты в Сирию, или откажется от этой затеи.
Исходя из того, что мы знаем о Владимире Путине, вполне реально предположить, что он найдет способ доставить и вертолеты Асаду, и неприятности Великобритании. Собственно говоря, некоторые шаги уже предприняты. Не далее как два дня назад, на фоне слабеющего рубля и падения цены на нефть, прозвучала информация о том, что в России может упасть добыча нефти. Рынки сразу отреагировали, и падение цены на нефть остановилось. Это совершенно тот же сценарий, который сработал, когда сел Ходорковский. Тогда Путину удалось запугать рынки нефти так, что длинный восходящий тренд вынес цену на уровень $150 за баррель.
Именно это происходит и сейчас. Президент Владимир Путин старается организовать и оседлать еще один такой тренд. В конце концов, раньше Запад жил за русские деньги, а Путину удалось сделать так, что Россия стала жить за западные деньги. Может возникнуть вопрос, ну а причем же здесь Сирия? Ответ очень прост. Мы не станем сейчас анализировать моральную составляющую дружбы Сирии и России. Помимо этого есть и еще один очень сильный момент, который прямо указывает, что Путин от Сирии не отступится.
Всем помнится, что США предпочитают держать обстановку на Ближнем Востоке в разогретом состоянии, тогда легче и оружие продавать, и военное присутствие оправдывать, опять же движение нефти необходимо контролировать. Так вот, при помощи этого контроля когда-то удалось «уронить» цену на нефть, что вкупе с затратами на войну в Афганистане привело к крушению СССР. Мы все знаем, что Путин считает крушение СССР наиболее значимой катастрофой 20-го века.
Понятно, что если Россия будет представлена в Тартусе, то это будет дополнительный рычаг воздействия на регион, в котором все страны промышляют торговлей нефти. В этом случае США уже не смогут самостоятельно влиять на цену нефти. Теперь это замок, открыть который можно будет лишь одновременно вставив два ключа, один, который находится у США, а второй у России. Все эти преимущества дает России наличие всего лишь одной маленькой базы в Тартусе. Тут даже важен не размер базы и не её возможности. Просто при расчетах наличие такой базы является фактором нестабильности, значит повышаются риски, а американский бизнес привык работать в комфортных условиях.
Таким образом совершенно понятно, что, сражаясь за базу в Тартусе, «друг Владимир» (как ласково кличет Владимира Путина сенатор МакКейн) сражается за высокую цену на нефть, наполнение бюджета России, наличие финансов для преобразования страны, возможность повышать зарплаты бюджетникам и пенсии пенсионерам. Зная всё это теперь, неужели кто-то по-прежнему станет думать, что Президент Путин откажется от поддержки Асада, что позволяет сохранить базу в Тартусе и не допустить нападения на Иран, что не даст завладеть и иранской нефтью?
Для России это зона национальных, стратегических и еще каких хотите интересов. Путин не оставит Асада. Так что провокации Запада еще будут. А тем временем, уже вторые сутки после отбытия наблюдателей ООН по плану Аннана обошлись без репортажей Аль-Джазиры о кровопролитиях. Это кому-то о чем-то говорит?
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.