Усиление Турции на региональном уровне и её претензии на региональное господство вряд ли нравятся государствам, расположенным на сопредельных территориях. Здесь можно назвать практически все страны, расположенные в регионе, которые не хотели бы усиления Турции. Одной из таких стран, вероятно, является Сирия. Дело тут в том, что Турция усиленно вооружает, поддерживает и укрывает на своей территории тех, кто потом устраивает жуткие кровопролития в Сирии.
В пятницу 25 мая в городке Пинарбаши, расположенном в провинции Кайзери, произошла трагедия. Двое боевиков взорвали заминированный автомобиль у полицейского участка. Один офицер погиб и около 20 человек ранены. Власти говорят, что среди раненных 4 находятся в тяжелом состоянии, и в основном это дети полицейских. На момент написания этого материала никто не взял на себя ответственность за совершение этого теракта.
Однако Турции, похоже, нет никакой нужды в том, чтобы кто-то признался в содеянном. У турков ответ на такой случай готов всегда, «это сделали активисты КРП, организации, объявленной террористической на территории Турции». КРП – Курдская Рабочая Партия, действительно имеет трения с официальной Анкарой и хочет, чтобы территории населенные курдами на территории стран Турции, Сирии, Ирака и Ирана были выделены в отдельное государство. Борьба курдов за независимость в прошлом была поддержана прошлым президентом Сирии Хафесом Асадом, отцом Башара Асада.
Разумеется, по большому счету никакой из стран, где проживают курды, не хотелось бы расставаться с частью своей территории, чтобы потом получить под боком новое, совсем неспокойное государство. Сирии, вероятно, этого не хотелось бы так же. Однако в произошедшем взрые, вероятно, следует искать не только активность КРП, но и чье-то вдохновление курдов. Причем этот кто-то, вполне вероятно, не частное лицо. Вполне возможно, что этим “кто-то” является какое-либо государство. Какое государство наиболее вероятно стоит за активностью курдов, вот это и будет целью нашего анализа сегодня.
Среди «стран-вдохновителей» такой активности курдов могут быть США, Израиль, Сирия и Иран. Последним двум странам не нравится активность Турции в смысле усиления регионального лидерства Турции, но, возможно, тут есть нечто еще. Иран и Сирия сегодня испытывают на себе значительное давление со стороны Запада. Военная операция против этих стран по-прежнему считается возможной. Главной целью тут, разумеется, считается Иран, но Сирия - это дорога к Ирану. В том числе и морские ворота на пути к Ирану. Тут совершенно уместно вспомнить о российской базе в Тартусе, которая эти ворота наглухо запечатывает.
Россия, конечно, пока старается не педалировать эту тему и не выпячивать эту базу, но факт остается фактом, и то, что не видно простому читателю, хорошо видно аналитику. Российская база в Тартусе - большая помеха США и Израилю. Им не нужны русские в этом регионе. Тем не менее, тема «базы», вероятно, не имеет прямого отношения ко взрывам, но добавляет нервозности, как, впрочем, и базы других государств в этом регионе.
США недовольны независимым поведением Турции, и хотели бы больших сложностей для Турции, вынужденным результатом которых стало бы сближение двух государств. В этом смысле «курдская тема» выводит проблему на международный уровень. Оказавшись не под контролем Турции, «курдская тема» может стать предметом для рассмотрения, например, в ООН. Разумеется, тут Турция попадает под полное влияние США. Таким образом Турция будет стремиться замолчать проблему по максимуму, чтобы «курдская тема» не сыграла против нее.
Особый интерес в этом вопросе есть у Израиля. Ослабление риторики по Ирану и Сирии, которое отмечают все анатилики, ставит крест на устремлениях Израиля обрушить иранское восхождение к региональному могуществу, в том числе и за счёт ядерной энергетики. Опасность для Израиля исходит не от иранской ядерной программы, а от экономического могущества Ирана, которое достигается именно при помощи этой ядерной программы, тут можно говорить пока только лишь о ядерной энергетике.
С точки зрения Израиля, любое обострение ситуации в регионе есть положительно, потому что позволяет держать ситуацию разогретой. Чтобы ни происходило в регионе, будет на руку Израилю, лишь бы всё не стихло. Тогда это прямая дорога к закату доминирования Израиля в регионе. Насколько моральна такая активность, рассматривать не приходится. После войны 08.08.08, где на стороне Грузии активно выступал Израиль, вопросы моральности Израиля в достижении своих целей неуместны.
Россия, как один из глобальных игроков, вероятно, тоже имеет свою позицию в этом вопросе. Уместно заметить, что России как раз нагнетание напряженности в регионе ни к чему. После парламентских выборов в Сирии ситуация имеет все показания к урегулированию. Это укладывается в российские интересы в этой части мира. В части российского пристутсвия в Тартусе сирийские интересы тоже соблюдены. Совершенно понятно, что не будь в Тартусе российской базы, на рейде этого сирийского порта уже стояла бы внушительная эскадра НАТО. Дошло бы до бомбежек или нет, это, конечно, вопрос, но то, что это оказало бы психологическое давление на Асада, сомневаться не приходится.
Есть, конечно, еще одна сила, которая заинтересована в дестабилизации абсолютно всех государств региона, и эта сила расположена вне государственных границ. Об этой силе нужно говорить более подробно и, возможно, в рамках отдельной статьи. Речь идет о «братьях-мусульманах». Представители этой силы доказали годами борьбы, что они не остановятся ни перед чем в достижении своих целей. Ранее их обвиняли в убийстве Анвара Садата еще в 1981 году. После этого движение было запрещено, часть участников были брошены в тюрьмы, и только нынешняя Арабская весна позволила выйти этой силе из подполья.
Братья-мусульмане демонстрируют значительное усиление присутствия в органах власти. Так, например, более половины ливанского парламента представлено активистами именно этого движения. На выборах в президенты Египта шансы кандидата от этой силы черезвычайно высоки. Причем во время подготовки к выборам один из кандидатов в Президенты был избит представителями именно «братьев-мусульман». Если теракты в Турции дело рук «братьев-мусульман», то США следует хорошенько задуматься, какой линии поведения следует придерживаться. Однако при любой линии поведения президенту Обаме следует гнать взашей Леона Панетту. Это совершенно никчемный руководитель ЦРУ, результат работы которого только просиженное кресло в кабинете.
Многим читателям может показаться, что это на руку России. Ответ тут может быть таким. Наличие на любом посту негодного руководителя может быть на руку только другому такому же негодному руководителю, который противостоит ему. Это позволяет ничего не делать обоим. Дело на самом деле не в противостоянии, а в его форме. Если противостояние выливается в диверсионную деятельность против партнера, это может дать в короткую какие-то преимущества, но не развивает государство. Именно это происходит с США при совершенно бесталанных чиновниках в Госдепе, ЦРУ, в конгрессе и сенате. В США нет сейчас политиков государственного уровня. Кому придет в голову назвать госпожу Клинтон работником, по праву занимающим место главы Госдепа. Кто может назвать Майкла Макфола человеком, который будет развивать поступательное движение обеих стран? Совершенно ясно, что оба этих персонажа откровенные и неприкрытые враги России, в таком случае стоит ли удивляться, что в России их присутствие считают оскорбительным?
Возвращаясь же к происшествию в Турции, хочется отметить одну деталь, на которую почему-то никто не обратил внимания. Машину, которую взорвали террористы, сотрудники полиции пытались остановить для досмотра в 90 километрах от места взрыва на блок-посту возле городка Кахраманмарас, это юг Турции. Боевики проигнорировали требование полиции остановиться. Южная часть Турции в этом месте слабо населена курдами, они в основном сосредоточены на юго-востоке.
Однако эта часть Турции граничит с Сирией в районе города Алеппо, где еще недавно происходили серьезные столкновения. Именно в этой части Турции скрываются боевики, которых сирийские власти вытеснили со своей территории. Люди эти как раз и представляют боевое крыло «братьев-мусульман». Если при невозможности вести боевые действия на сирийской территории, террористы нашли себе применение в Турции, то мы еще не раз услышим об их «активности». Похоже, это результат недальновидной политики Турции.
И уж совсем недальновидно называть террористами весь курдский народ, который в борьбе за независимость уже потерял 45 000 жизней. Турецким руководителям следовало бы вспомнить, что стало, например, с “химическим Али”, который который беспощадно травил боевыми отравляющими веществами целые деревни. Если говорить о погибших 45 000 курдов как о террористах, то, вероятно, можно говорить курдах как о народе-террористе, а это уже миллионы людей. Турецкому правительству следовало бы не отгораживать целый народ в “террористический вольер”, а стараться интегрировать этих людей. Вероятно, необходимо создавать условия для комфортного проживания этих людей в существующем государстве, а не вынуждать их бороться за отделение путем замалчивания существующей проблемы и угнетения населения.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.