Недавно произошедшие в Сирии подрывы заминированных автомобилей, которые унесли 50 мирных жизней и ранили еще 372 человека, показали, что сирийские власти тут совершенно не причем. Взрывы были ничем не спровоцированными. Это не было боестолкновение, это определенно был теракт. Вот тут, надо сказать, и начинается то, из чего необходимо сделать правильные выводы.
Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что подрыв заминированных автомобилей, это дело рук террористов из Аль-Каиды. Нужно сказать, что это весьма опасное заявление, сделав которое господину Муну теперь вроде как необходимо сделать выводы и направить усилия на борьбу с Аль-Каидой и государствами её поддерживающими. Здесь может оказаться всё не так просто.
Всем известно, что террористы проникают на территорию Сирии через плохо охраняемую границу с Турцией. Следовательно, какие-то меры должны быть приняты против Турции, которая открыто приютила этих самых террористов на своей территории. Например, Афганистан, Пакистан и Йемен именно за это же постоянно подвергаются атакам беспилотников США. Следует ли ожидать, что такая же участь ждет и Турцию?
Вероятно нет, и причин для разницы в подходах к решению вроде бы одной и той же проблемы множество. Во-первых, не только с турецкой территории идут боевики. Они так же идут с территории Ливана, где их чужими руками готовят и проталкивают через весьма проницаемую границу спецслужбы Израиля.
Боевики идут горами с территории Ливана (Севернее Дамаска) через Антиливан, уже собственно находящийся в Сирии. Этой же тропой идут и диверсанты, убивающие ученых в Иране. Вообще нужно сказать, что границы в этих регионах мира никогда не были «на замке» и носили весьма условный характер. Даже если на дорогах были пограничники, то всегда можно было найти место, как пройти горами, не встречая никого на пути.
Красными линиями обозначены границы, через которые террористы проникают на территорию Сирии и Ирана
Однако теперь это стало не так. То есть, не границы стали больше охраняться, но очень часто не удается пройти незамеченным. Теперь очень часто группы людей и сопровождаемые ими грузы встречаются друг с другом, но предпочитают не останавливаться, не обращать на себя внимания и двигаться дальше. Каждый занят своим бизнесом. Контрабандисты, наркоторговцы и террористы не трогают друг друга потому, что их хозяева одни и те же люди.
Вот эти люди и несут смерть на землю Сирии, и совсем необязательно, что они принадлежат Аль-Каиде, или даже принадлежа Аль-Каиде, они всё-таки выполняют чей-то заказ. Вся штука в том, что интересы западных стран уж очень совпадают с интересами Аль-Каиды — и тем, и другим мешает Башар Асад. Очень возможно и даже наиболее вероятно, что за всем этим торчат уши ЦРУ, весьма похожие на уши Роберта Гейтса.
Этот старый лис, похоже, решил закончить свою карьеру триумфом, однако, наверное, теперь это будет совсем непросто. Теперь ему противостоят не беззубые «кремлевские старцы», но молодые очень умные сотрудники службы внешней разведки и сильнейший аналитический отдел. У этих ребят и котелок варит, и зубы в шесть рядов. Спецслужбы США и России по-прежнему противостоят друг другу, как в старые времена.
При всем этом Турция однако считает себя главным игроком в этой игре. Господин Реджеп Тайип Эрдоган борется такими сомнительными методами за региональное лидерство с Израилем, с которым в последнее время отношения из рук вон плохие. Ставки в этой игре для Израиля выше, чем для Турции, ибо проиграв, Израиль получает весьма независимую и в некотором роде даже пророссийскую Сирию у себя прямо под носом, Турции же важно всего лишь утвердиться в роли регионального лидера. Для победы в этой схватке Израилю не так важно оказаться в сирийской схватке главнее Турции, важно, чтобы Асад пал, даже если это будет сделано через Турцию руками боевиков Аль-Каиды.
Участвуя в этой региональной игре, России следует давить аккуратно. В случае излишнего использования своего влияния, Россия может просто запугать Турцию и заставить спрятаться под панцирь США. Это противоречит доктрине России, которая старается втянуть Турцию в более близкое сотрудничество. Не следует забывать, что через территорию Турции пройдет российский «Южный Поток». Противопоставив себя в открытую Турции, Россия может получить осложнения в этом проекте.
Поддержка Сирии - это российский проект экспансии, сохранение отношений с Турцией - это возможность экономического давления на Украину. Разумеется, приоритеты здесь на стороне отношений с Турцией. Вероятно, планы Владимира Путина выглядят так: согласовав маршрут через Турцию, Путин расчитывает получить более сговорчивую позицию Украины по ГТС, причем не только в части экспортной трубы, но и по всей газовой разводке по стране.
При присоединении Украины к Таможенному Союзу, Украина получает дешевый российский газ, а Россия надежную транспортную газовую систему. Южный Поток при этом всё равно будет строиться, и в этом случае он будет обоюдоострым оружием и против Украины, и против Турции, потому что обе страны заинтересованы в российском транзите.
Если возникнет необходимость более серьезного влияния на Турцию, Россия, возможно, будет действовать тремя способами:
Способ первый: Обезличенное давление
В этом случае Россия может внести в ООН предложение о введении санкций против государств, поддерживающих Аль-Каиду. Если в их числе окажется Турция, значит, это будет угроза и для нее. Для США в этом случае наступит момент истины. Если США действительно борются с Аль-Каидой, они эти санкции поддержат, если же борьба с Аль-Каидой всего лишь видимость, то такие санкции, разумеется, поддержаны не будут.
Способ второй: Вовлечение
В этом случае России необходимо сократить дистанцию и постараться вовлечь в более плотный диалог и взаимодействие Турцию. Вероятно, это будет стоить России немало денег, но к этому нужно быть готовым, ибо любая экспансия - это дорогостоящее удовольствие. Всё зависит от того, во имя чего эта самая экспансия. Если во имя самой экспансии, то это, разумеется, не имеет смысла, но если это принесет какие-то дополнительные выгоды России, тогда это просто подлежит расчету.
Способ третий: Отторжение
В этом случае Россия, наверное, должна была бы устроить нечто вроде «сырной войны» с Украиной. Этот способ более дешев, но для его осуществления нужна значительная медийная активность, потому что в этом случае защищаться и обьясняться придется и против Турции, и против Европы и, разумеется, против США. Это, конечно же, самый действенный способ, но он одновременно и самый шумный.
Есть, разумеется, и четвертый способ, не делать вообще ничего, но тогда и добиться не удастся тоже ничего.
Самым разумным кажется, однако, пятый способ, который включает в себя первые три способа, в различной степени использования по мере необходимости. Этот способ, однако, самый дорогой. Он требует максимального использования финансовых и медийных ресурсов, а так же огромной и сложной дипломатической активности. Анализируя прошлые годы правления Путина, можно с большой уверенностью сказать, что, вероятно, Россия пойдет именно этим путем.
Вот такая вот интереснейшая партия разыгрывается на наших глазах. Наблюдать за этим было бы особое удовольствие, проблема тут лишь в одном: вместо деревянных пешек на доске, человеческие жизни на многострадальной земле. Это, разумеется, тоже необходимо принимать во внимание, и не только России.