Членами ЕС тогда стали Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. Как видно, подавляющее большинство новичков — это бывшие социалистические страны. "Переварить" небольшие острова в Средиземном море для Евросоюза — дело не такое уж хлопотное. Другое дело — государства с общим населением в 72 миллиона человек, с относительно невысоким уровнем жизни и большим количеством как экономических, так и политических проблем.
Размер ВВП на душу населения во всех без исключения новичках ЕС образца 2004 года — до сих пор ниже среднего по Евросоюзу. Все бывшие социалистические страны оказались получателями помощи из Брюсселя. Для того, чтобы их экономика, социальная сфера, политическое и правовое устройство соответствовало европейским стандартам, пришлось изменить сотни законов, принять множество программ. На них выделили десятки миллиардов долларов.
Нельзя сказать, что ЕС и страны "старой" Европы (Германия, Франция, Швеция и т. п.) ничего не получили от расширения. Компании этих стран обрели новые устойчивые рынки сбыта и дешевую рабочую силу, государства же — орбиту политического влияния. Все вышеозначенные новички после приема в ЕС и НАТО были окончательно "подцеплены" к евроатлантическому локомотиву. Вопрос заключается в том, что и без принятия в ЕС немецкие и шведские банки все равно закрепились бы в Прибалтике и Центральной Европе. Так стоила ли игра свеч?
Для прибалтов, поляков и так далее вхождение в ЕС было своего рода прощанием с "тоталитарным", социалистическим прошлым. Они могли гордиться тем, что вошли в клуб избранных государств. Конечно, к ним пошли иностранные инвестиции, технологии. Они узнали о современных моделях бизнеса, охотно переняли политическую систему. Цивилизационно все новички-2004 всегда принадлежали католическо-протестантскому миру. Так что в какой-то мере они вернулись в свое лоно.
Только вот издержки быстро дали о себе знать. Значительная часть полномочий была передана в Брюссель. Все шаги как во внутренней, так и во внешней политике приходится согласовывать с ЕС. Доходит до того, что евробюрократы должна регламентировать то, какие лампочки нужно вкручивать в общественных местах. Раньше жаловались на то, что за поляков, чехов, венгров все решал СССР. Только вот Евросоюз решает за них не меньше. Налицо утрата огромной части суверенитета. За это ли они боролись в конце 80-х годов, когда низвергали социализм?
Сегодня утрата суверенитета наглядно проявляется в помощи Греции. Словения, Словакия и Эстония (особенно две последние) куда беднее эллинов, но, будучи членами еврозоны, обязаны выделять им средства. То же самое (правда, в меньшем объеме) вынуждены делать и остальные. Разве что Чехия благодаря строптивости президента Вацлава Клауса остается немного в стороне, но это уже — разговор отдельный. При другом политике во главе государства и чехи были бы покладистее.
Стоит сразу же оговориться: бывшие соцстраны неодинаковы, и сведение их в одну группу выглядит весьма натянуто. У каждой из них свои особенности, но среди прочих выделяются более зажиточные Чехия и Словения, которые признаны Всемирным банком развитыми государствами. Вопросов с их приемом в Евросоюз существенно меньше, чем с поляками, прибалтами, словаками и венграми. И издержек от них меньше.
Чехи и словенцы уже опередили по уровню ВВП на душу населения беднейшую из стран Западной Европы (Португалию), а сегодня вплотную подошли к Греции и Испании. Они сумели сохранить свой промышленный потенциал, сельское хозяйство. Несмотря на давление соседней с ними Австрии и "зеленых" со всей Европы, они сохранили и свои атомные станции. В отличие от жителей других бывших соцстран, чехи и словенцы не едут в массовом порядке на заработки в Западную Европу. Наоборот, это в Чехии и Словении работают сотни тысяч гастарбайтеров.
Правда, издержки все равно есть. Так или иначе, но до уровня жизни в той же Австрии Чехии и Словении все еще как до неба. Кроме того, значительная часть промышленности и банковской сферы попала в руки иностранных компаний. Резидент иностранного государства — это и агент чужого влияния. В случае же, если это резиденты Германии и Австрии (в случае со Словенией — еще и Италии), то дело по историческим причинам может принять скверный оборот.
Так, Австрия открыто поддерживает претензии, которые выдвигают потомки выселенных из Чехии и Словении после Второй мировой войны немцев. Речь идет о миллионах человек, утративших в 1945–1946 годах свое имущество, и их потомки мечтают его вернуть. Речь может идти о миллиардах долларов. Германия и Италия (последняя применительно к выселенным из Словении итальянцам) свои возражения сняли, но сторонники предъявления претензий остались. И что делать, если два европейских гиганта изменят свою позицию?
О выгодах от приема в ЕС Польши, Венгрии, Словакии и стран Прибалтики вообще говорить трудно. Достаточно сказать, что миллионы поляков, сотни тысяч прибалтов, словаков и венгров отправляются на заработки за рубеж. Уровень ВВП на душу населения не достиг даже уровня Португалии. Промышленность и сельское хозяйство на порядок отстали от Западной Европы. Венгрия и Латвия и вовсе стоят на той же грани, что и Греция с Ирландией и той же Португалией.
Многие предприятия и объекты были закрыты с подачи ЕС. Польша лишилась шахт, Литва — Игналинской АЭС, Латвия — завода "Раф". Эстонская сметана, латышские шпроты, литовский сыр, польское мясо, венгерские помидоры, словацкая картошка в Западной Европе не нужны. В итоге поля начали зарастать бурьяном. Местная банковская система контролируется немцами, австрийцами, шведами (в зависимости от страны).
О политических издержках и говорить нечего. Вспомним хотя бы бесконечные претензии к России со стороны прибалтов и поляков (отчасти венгров). Они явно не способствуют улучшению отношений между Россией и ЕС, но полностью игнорировать мнение своих новичков в Брюсселе не могут. Добавим к этому проблемы с русскоязычным меньшинством и паспортами "неграждан" в Латвии и Эстонии. Да и в Литве с этим не все гладко.
И не только "русский вопрос" представляет проблему для Евросоюза. Положение венгров в Словакии, исторические претензии словаков и венгров друг к другу никак не заканчивается. То и дело вспыхивает спор о положении поляков в Литве. Сотни тысяч цыган, проживающих в Словакии и Венгрии. Претензии Польши на равную Германии и Франции роль, не подкрепленные соответствующими экономическими достижениями. Вот что досталось ЕС вместе с "великим расширением".
Так не поторопились ли в 2004 году принять в свои ряды сразу столько государств? И если с Чехией и Словенией ответ скорее отрицательный, то с Польшей, Венгрией, Словакией, Литвой, Латвией и Эстонией — скорее положительный. Впрочем, свои ошибки европейцы признавать не любят. И публично едва ли признают.