Может показаться, что военные действия вот-вот начнутся, но в это поверит только неискушенный человек. Такой ход мог бы заставить нервничать Мубарака, но не заставит изменить свой курс власти Ирана.
Начнем с того, что определимся, что это за «курс» такой у властей Ирана. Совершенно понятно, что власти Ирана избрали некую модель поведения, которая имеет своей целью совсем не то, что нам преподносят. Иран вступил в некую игру с США. Имя этой игре - «Противостояние», и, нужно сказать, он во многом в ней преуспел. То есть, Иран побеждает сегодня без ведения военных действий, и это признают многие специалисты. Своими дипломатическими маневрами и контрверсивными высказываниями иранские власти уже всех замучали и запутали.
Иран то соглашается пустить к себе инспекторов, то выгоняет их не солоно хлебавших. Все прекрасно понимают, что Иран просто «динАмит» США. Бросается в глаза, что при этом Иран не выказывает никакой трусости. Со стороны Ирана идет серьезная и кропотливая дипломатическая работа. Совершенно понятно, что это дает пример другим странам, что воля США и возможности НАТО сегодня весьма ограничены, и эти ограничения всё больше удушают решимость США воевать. Вдобавок ко всему, совершенно безголовые санкции США и Евросоюза начинают убивать экономику обеих уний.
В США в преддверии сезона отпусков цены на бензин продолжают расти. На острове Каталина вблизи Лос-Анжелеса в Калифорнии галлон невысокооктанового бензина стоит уже 7 долларов. В большинстве штатов выше 4-х долларов, а во многих штатах около 5-ти долларов. По мнению аналитиков, цена на бензин продолжит расти. Причина тут простая: выше риски на нефтянном рынке - выше цена на бензоколонке. А эти самые риски и повышают возможные боевые действия в Персидском заливе и санкции против Ирана. Ничего больше для поднятия цены на бензин в США придумать просто невозможно.
Таким образом, война еще не началась, а потери США уже огромны, и в ближайщий месяц они еще усилятся значительно. Насколько это опасно для США, может спросить только тот, кто не ездит на машине. В США граждане очень любят автомобили SUV (то, что в России принято называть «джип»), то есть внедорожники. Так вот, бак такого среднего внедорожника легко вмещает 20 галлонов бензина. Теперь, перемножив количество галлонов на 5 долларов, получаем 100 долларов за одну заправку, таких заправок в неделю может быть две, но мне известны люди, которые заправляются три раза в неделю. А если представить, что бензин станет стоить по 7 долларов, за галлон, то затраты на бензин при указанном колличестве заправок могут составить 140, 280, или даже 420 долларов в неделю.
Совершенно понятно, что это прорвет огромную дыру в семейном бюджете многих домохозяйств. Люди будут вынуждены откладывать покупки или увольняться с работы, до которой нужно будет добираться за рулем больше часа. Большинство американцев получают на руки от 500 до 1000 долларов в неделю (налоги удерживаются сразу, еще до выписки чека). И тут же значительную часть заработанных денег придется отдать за бензин.
Теперь семья, в которой работает один человек, будет не в состоянии даже заплатить за квартиру, стоимость которой в Нью Йорке легко превосходит отметку в 1200 долларов в месяц. А ведь еще нужно питаться, одеться, заплатить за страховку машины... и это далеко не все статьи расхода. Те семьи, где сегодня два автомобиля, будут вынуждены расстаться с одним из них, это повлечет спад продаж новых автомобилей. Вся автомобильная промышенность остановится.
Совершенно ясно, что экономика США вошла в стагфляцию, и хотя власти США избегают этого термина, мы все хорошо видим, что все три составляющие стагфляции: экономический спад (стагнация), депрессивное состояние экономики (рост безработицы) и инфляция сегодня присутствуют. Мы попали в капкан стагфляции. Это пожалуй самое плохое, что может случиться с экономикой. Потери на дорогом бензине, по некоторым оценкам, могут составить до 300 миллиардов долларов в месяц. Прибавьте к этому еще столько же на военные расходы, и вы поймете, что никто с Ираном воевать не будет.
В то же самое время, наличие двух кэриеров тоже не решает проблемы. Всё дело в том, что палубные самолеты не могут взлететь с пенетрэйторами. Вес каждой такой бомбы превышает 15 тонн, следовательно в этом случае нужны другие самолеты, и взлетать они будут с наземных аэродромов. Для этой цели подходят стратегические бомбардировщики и дальние бомбардировщики, способные нести значительную бомбовую и ракетную нагрузку. Таким образом, авианосцы могут обеспечить лишь взлет палубной авиации, которая способна подавить ПВО Ирана, и не более того.
Иран, судя по всему, не намерен сидеть сложа руки. В случае атаки его территории, Иран способен потопить не один, а сразу оба авианосца, о чем не раз предупреждали иранские военные. На вооружении у Ирана есть 11 тысяч ракет Шахаб-3. Если Иран выпустит 1000 этих ракет, то группе сопровождения авианосца просто не перехватить такое количество. Не хватит физических возможностей. Но если все же США рискнут начать военную кампанию против Ирана и потеряют хотя бы один авианосец с ядерной установкой, то, возможно, Ормуз окажется просто несудоходен на весьма продолжительное время из-за радиации, потому что силовая установка в авианосцах - это ядерный реактор. Поставки нефти из этого района мира прекратятся надолго. Разумеется, это учитывают в Пентагоне.
Иногда приходится слышать, что затеяв очередную войну, США стараются решить свои долговые проблемы. Однако, это совсем не тот случай, когда можно что-то выиграть. В случае серьезных последствий, дело будет не в списании долгов, а в физической нехватке нефти. Мировая экономика просто остановится. Фабрика мира — Китай никому не сможет продавать свою продукцию всего лишь потому, что финансовая система рухнет. Сегодня эта система держится на США. Легче всех в этом случае, вероятно, отделается Россия. Ей абсолютно наплевать на перекрытие Ормуза и прекращение поставок нефти из Персидского залива. У России есть своя нефть в достаточном количестве и голова на плечах у президента, чтобы не затевать бездумные войны.