В.Путин и российская элита уже довольно давно создают обезличенные («деперсонифицированные») МЕХАНИЗМЫ сотрудничества с соседями по СНГ: Таможенный союз, ЕЭП, ЕврАзЭс и Евразийский союз. Кремль довольно быстро перенимает зарубежный (западный) опыт политических и геополитических технологий и встраивает его в свою «ОС». Москва пытается уйти от каприз и сумасбродства, как многим кажется, своих соседей и союзников, от произвола своих и чужих чиновников, пытается нейтрализовать гипертрофированную «роль личности в истории» на постсоветском пространстве. Поэтому данная тенденция способствует предсказуемости геополитических и геоэкономических процессов на пространстве ЕАС. Само по себе это позитивное явление.
Белорусские власти уже год-два имеют дело с этой «операционной системой» — назовем ее Putin 2.0 Export Edition. Своего рода «интернет-браузерами» — для связи с внешним миром — являются здесь Таможенный союз и наднациональный (!) Таможенный комитет. Да, его решения могут не нравиться — но кому тогда «устраивать теле- и радио-истерику»?.. Комитету?.. Как-то «не зажигает» публику… Белорусские власти пока довольно умело осваивают и уже используют эту «операционную систему» для своих целей, что вполне правильно. Например, недавно Астана и Москва совместно заявили Евросоюзу о нежелательности санкций ЕС относительно Беларуси. Это — довольно сильный ход, но он говорит только о том, что Астана и Москва добросовестно выполняют свои союзнические обязательства, чего и ожидают от других фигурантов. Проблемы Беларуси (внутренние или внешние) им просто не нужны. Заметьте: они выступили не в поддержку политики руководства РБ, а выступили против санкций ЕС. «ОС» Putin 2.0 реагирует соответственно — без скандалов, а посредством операций. Теперь в отношениях с Кремлем не имеет значения «харизма личности», личные симпатии двух-трех лидеров — нужна реальная политика и реальные предсказуемые политики: технократы, менеджеры, «продвинутые пользователи». Да, кому-то это не нравится — но такова операционная система…
Белорусские власти стремятся использовать ТС — и используют — в сфере экономических интересов. В России есть мнение, что пока именно Россия идет на уступки своим партнерам по ТС и даже несколько теряет в сиюминутном плане. И опер-система Putin 2.0 Export Edition реагирует соответственно — без скандалов, а посредством операций. Так, специалистам известно, что так называемый институт белорусских специмпортеров (и/или спецэкспортеров) довольно гибко и даже ловко использует в своих интересах (в интересах бюджета, конечно) некоторые лазейки или несовершенства в действующих правилах ТС. Это — правильные действия нормального пользователя, т.к. эти правила формально не нарушаются. Россия не закатывает истерику, а готовит вполне цивилизованное СИСТЕМНОЕ предложение — создание некоего Казначейства ТС, которое будет выполнять контролирующие функции.
19 марта этого года Дмитрий Медведев поведал партнерам по ЕврАзЭс «о перспективах вступления или невступления в ТС», т.е. о тех привилегиях или сложностях, которые повлечет за собой их решение. Уместно напомнить, что такого рода ясность и предсказуемость российской политики уже довольно давно обсуждается и ожидается экспертами — по моим наблюдениям, лет 10-12. Этого давно требует, например, «Газпром», который испытывает немало неудобств от политизации этой отрасли и от ее непредсказуемости. Можно сколь угодно долго и красочно говорить об «имперских амбициях», о «газовом шантаже» и проч. Но на данном историческом этапе — это реальность, а теперь — предсказуемая реальность, что уже лучше. Теперь не проходит сделка типа «газ в обмен на поцелуи» — нужна реальная политика.
Белорусская оппозиция пока не замечена в попытках нормального использования этой «ОС». Прозападная оппозиция (как и Запад) до сих пор отличалась завидной преданностью своим демократическим идеям и лозунгам — но не отличилась (как и Запад) в гибкости их реализации. Такая преданность старым обрядам уместна для приходского священника, но не для политика.
Сегодня белорусская прозападная оппозиция, как и Запад, привычно трактуют Россию как «империю зла», а потому воспринимают все, исходящее из Москвы как «коварную руку Кремля». (Так это или нет — иной вопрос.) Российскому рублю, например, придаются даже некие новые для политэкономии «сакральные функции денег», призванные «уничтожить» белорусскую национальную идентичность, свядомасць… А Путин, конечно же, спит и видит, как бы это половчее ликвидировать белорусскую государственность… Типа нет у него других проблем…
Между тем новая ОС Putin 2.0 — точнее, ее «домашний», российский вариант Putin 2.0 Home Edition — открывает для белорусской оппозиции весьма любопытное окно возможностей… Причем не требуется изменять своим привычным демократическим принципам и/или не менее привычным «антиимперским» установкам. Массовые протестные митинги в Москве вселяют оптимизм в такого рода начинания — но не менее массовые «путинги» этот оптимизм как-то слегка подтачивают…
Прозападной оппозиции не нравится ТС или ЕАС?.. Пожалуйста, в формате «управляемой российской демократии» есть вполне обеспеченные и влиятельные силы, которым тоже не нравится эта идея. (Например, миллиардер М.Прохоров немало удивил публику своими высказываниями против ТС и ЕЭП — нам, дескать, в Европу надо… Капиталист, выступающий ПРОТИВ расширения рынка для своих же товаров и капиталов… Впрочем, доверенным лицом у него была великая певица, которую мы любим не за это). Доказывайте свою правоту профессиональными и разумными аргументами, если они есть! В пафосной оратории о белорусско-российском союзе двух государств антикремлевские и/или антипутинские нотки не будут звучать диссонансом в «минской партии».
Но для этого явно недостаточно просто привычно декламировать «мантры ненависти» в адрес Москвы или Минска — нужна реальная политика, реальные креативные политики, объективные и грамотные эксперты, лучше — технократы, «продвинутые пользователи». Да, кому-то это не нравится — но такова операционная система…
Западным полисимейкерам также есть необходимость объективно и непредвзято изучать новую геополитическую и геоэкономическую реальность на своих восточных границах. Прежняя «белорусская» политика Запада и, в частности, политика ЕС, в конце концов, убедительно провалилась. Но иначе и быть не могло, т.к. таковой единой политики по существу не было. Приоритет Запада в РБ — это противодействие России, а не экспорт демократии в Беларусь…
Руководство России и Казахстана постоянно говорят о зоне свободной торговле ЕС-ЕЭП (и/или ЕАС), о некой конвергенции этих образований. Так, В.Путин высказал в одной из своих программных статей прямо-таки панъевропейскую идею в духе генерала де Голля: «Россия предлагает двигаться к созданию от Атлантики до Тихого океана единого экономического и человеческого пространства».
Почему бы Западу не поверить?.. Реальной угрозой жизненным интересам Запада здесь является не Россия и не ЕАС, а совсем другие силы и тенденции. Об этом говорит и Путин в своих предвыборных (!?) статьях — и, разумеется, практически вся российская элита. Да, «предвыборные статьи» — это особый жанр. Но вот московским VIP-чиновникам я бы поверил — у них есть о-о-очень веские основания настойчиво и добросовестно претворять в жизнь эту здравую мысль… В этом смысле повышение уровня определенности и предсказуемости в СНГ и в ЕАС следует расценивать положительно.
Получая новую ОС, приходится произвести перезагрузку. В любом случае и при любых оценках для новой геополитической и геоэкономической реальности требуется новая политика — реальная и креативная, и новые адекватные политики — реальные и креативные.
Валерий Бондаренко - член оргкомитета по созданию Белорусского республиканского общественонго обьединения "Евразийский народный союз"
Белорусские новости