Глава внешнеполитического ведомства Европейского Союза Кэтрин Эштон во вторник направила предложение Ирану активизировать дипломатические переговоры между пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН (СБ ООН) плюс Германия. “От имени Китая, Франции, Германии, России, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, я предлагаю возобновить переговоры с Ираном по ядерной проблеме”, говорится в её заявлении.
Это предложение было сделано Ирану в ответ на письмо Саида Джалили, главного переговорщика по ядерной проблеме с иранской стороны. Заметим, что раньше Запад и слышать не хотел ни о чем подобном. Все стало крутиться в противоположную сторону после предложения Путина снять санкции с Ирана.
“Нашей общей целью остается выработка долгосрочного решения путем переговоров, которое восстанавливает международное доверие к исключительно мирному характеру иранской ядерной программы, при уважении права Ирана на мирное использование ядерной энергии“, говорится в письме г-жи Эштон. Так и хочется воскликнуть: Какие метаморфозы! Может это мне снится?
Ведь совсем недавно кроме угроз в адрес Ирана ничего никто и выдавить из себя не мог. А теперь вот, пожалуйста! и долгосрочное решение, и “уважение права Ирана”. И весь этот позитив исключительно из-за предложений “кровавого” Путина, узурпатора и людоеда! Даже как-то неудобно за западную демократию и лично за госпожу Эштон. Ведь Путин буквально два дня назад “узурпировал” власть в России, как же так... где же принципиальность? Оказывается, принципиальность - очень дорогая штука, и не все могут себе её позволить. В Евросоюзе наконец то поняли, что каждое “кривое” слово против Ирана тут же приводит к росту цен на нефть на пару долларов.
Впрочем, без косяков не обошлось и тут. Уильям Хейг, министр иностранных дел Великобритании, заявил, что это будет забота “Ирана, чтобы убедить международное сообщество в том, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер”. Так и хочется сказать ему, что решение этого черезвычайно сложного вопроса - забота обеих сторон, и то, что заявил пока еще министр (могут же и снять), значит для Ирана не больше, чем сам министр, про которого Иран и раньше не слышал, и после снятия не услышит. В конце концов Иран не прокаженный, а такой же, как все, и его виновность нужно доказывать, а невиновность у любого государства есть изначально.
Долгожданный доступ к объекту в Парчине, который Иран называет предприятием по производству военной техники, а Запад считает ядерным производством, был получен на следующий день после того, как глава наблюдателей от ООН, Юкия Амано (Yukiya Amano), заявил, что его организация имеет “серьезную озабоченность”, что Иран может скрывать секретные работы над ядерным оружием. Позже появилась информация о том, что Иран произвел секретное испытание нейтронного взрывателя. Впрочем, эта информация не заслуживает даже малейшего доверия и, вероятно, имеет целью просто надавить на Иран. В случае отказа допустить инспекторов на объект в Парчине, всегда можно сказать, что поэтому и не допускают, что боятся, что следы взрыва будут обнаружены.
Иранское информационное агентство ISNA распространило заявление иранского правительства: “Учитывая, что Парчин является военным объектом, доступ к нему нежелателен, и он не может быть посещен многократно”. Однако после многократных требований МАГАТЭ “доступ будет предоставлен еще раз”. Иран подозревает, что инспектора МАГАТЭ будут просто шпионить, а не проверять на наличие следов ядерных разработок.
Еще одна заинтересованная сторона, Израиль, не желает видеть совсем никаких ядерных разработок Ирана, неважно, военные они или мирные. Но это, как говорится, всего лишь “хотелки”. Израиль вправе защищать себя, но не вправе указывать никому, в том числе и Ирану, как ему развивать свою энергетику. Именно такой подход к этой проблеме Барака Обамы довел в понедельник господина Нетаньяху до белого каления. США признают право Ирана на мирный атом.
В общем, мир услышал не Обаму, и не Камерона, и не Нетаньяху, мир услышал мирные инициативы Путина. Ну что ж, неплохое начало для нового президента, который еще даже и не вступил в должность. Как представляется, Путин не защищает Иран, Путин защищает мир, и использует для этого положительные мирные инициативы. Возможно кому-то стоит поучиться у Путина.