А вот дальше начинается следующая стадия – когда некоторое решение принято, его нужно сделать для общества привычным. Только после этой стадии можно начать его институционализировать – в противном случае эффективность такого действия будет крайне низкой.
Так вот, не исключено, что сегодня элиты Евросоюза находятся как раз на переходе от первого этапа ко второму – в части обсуждения дальнейших судеб этого образования.
Отметим, что для оценки ситуации с перспективами зоны евро и Евросоюза не нужно было быть особо прозорливым специалистом – проблемы тут, как говорится, были видны невооруженным взглядом. Другое дело, что спектр возможных решений тут настолько велик, что оценить то из них, которое реализуется на практике, практически невозможно. Опять же – есть довольно крупные группы «заинтересованных товарищей», которые стараются не допустить, чтобы решение вопроса шло в том или ином направлении. Кто-то, например, желает любой ценой сохранить евро, кто-то, наоборот, готов смириться с выходом отдельных стран из этой зоны, лишь бы не поддерживать уровень жизни их граждан на некотором, не слишком низком уровне за свой счет. Есть и другие варианты, которые, впрочем, перечислять не обязательно – суть дела от этого не меняется.
Иными словами, сегодня имеет место и конфликт внутри элиты, и необходимость готовить граждан к разного рода спорным вариантам действий. И в такой ситуации нужно очень тщательно следить за различными утечками информации. А они, безусловно, случаются. Вот и на днях, в интервью немецкой газете Bild, один из пяти экономических советников немецкого правительства Биатрис Ведер ди Мауро в недвусмысленных выражениях сказала, что в то время как распад еврозоны в 2012 году будет "плохим вариантом для всех участников", полностью исключать его нельзя. Она также предупредила, что, если финансовый кризис быстро пресечь, это может привести к рецессии в Германии, экономика упадет на 0,5% и спровоцирует рост безработицы. Наконец, она ясно сказала, как Германия планирует борьбу с отставанием в странах PIIGS (Португалии, Италии, Ирландии Греции и Испании): "страны с большим уровнем долга должны предоставить долгосрочную программу преодоления кризиса".
На вопрос, кто виноват в кризисе евро, Ведер ди Мауру сказала, что некоторые страны приложили к этому руку, создавая слишком большие долги, банковская система тоже не осталась в стороне. Сейчас велики страхи, что по долгам они могут не расплатиться. Рынки сейчас нервничают, а политики делают слишком мало. "Если нам удастся принять пакт урегулирования задолженности и держаться вместе, чтобы стабилизировать евро, существенных потерь не ожидается. В противном случае, последствия и издержки неисчислимы",- сказала она в интервью.
Как всегда, говорить о том, как именно можно преодолеть кризис, сказано не было -- ну так это и не важно. Приведенное интервью – это не собственно информация, это – утечка, и обращать внимание нужно не на основное сообщение, а на дополнительные детали. Более или менее внятно его можно перевести так: мы, конечно, понимаем, что спасти ситуацию уже нельзя, однако говорить об этом как о свершившемся факте пока нельзя. Мы понимаем, что последствия кризиса могут быть тяжелыми, и намекаем на это, а дальше – имеющий уши, да услышит. А чтобы все было понятнее, мы прямо говорим о том, что для того, чтобы все было хорошо, нужно сделать вещь, которую сделать точно не получится.
Выглядит это все достаточно мрачно и цинично, однако вариантов нет – как я уже говорил, в уходящем году все уже поняли, что старые варианты жизни и экономики не проходят, а новых никто пока не придумал – вот и приходится описывать все в рамках старых моделей: в нашем случае, распад еврозоны. То, что и это может не помочь, никто уже не вообще не считает, это уже находится за гранью типовых вариантов, которые рассматриваются экспертами и политиками.
Так что понять предновогодние откровения немецкого эксперта можно довольно просто, нет только ответа не вопрос о том, что же на самом деле произойдет в еврозоне, да и в Евросоюзе. Можно, конечно, выкинуть Грецию, Испанию или даже Италию из зоны евро, однако вопрос с жизненным уровнем населения это все равно не решит – наращивать долги больше не получится, а другого способа находить средства для стимулирования спроса так и не придумали. А это значит, что социально-политическая модель Евросоюза, что для нынешнего его состава, что для «усеченного» - работать не будет.
А уж почему политики, в том числе и немецкие, говоря «А» (что денег на содержание южных стран Европы в Берлине и Париже больше нет), не говорят «Б» -- то есть что нет денег и на содержание собственных граждан -- пока не ясно.
Теоретически можно предположить, что просто этот вопрос еще не вышел из первой стадии, описанной в начале статьи, то есть обсуждается в закрытом режиме. Однако разного рода информация, которая приходит из-за закрытых дверей, как прямая, так и косвенная, говорит о том, что менять модель западноевропейские элиты совершенно не готовы. А значит, пока они просто будут наращивать поток информации о неизбежности распада зоны евро, а затем и Евросоюза, а потом и осуществлять все это на практике. К более сложным действиям они пока не готовы.
Опубликовано: worldcrisis.ru
Комментарии
Владимир Возможно это, не в последнюю очередь, объясняет почему, западный автобизнес стал активно строить заводы в России.
VIT Снова бундесы проспали очередной Рейх :-) Их жирные банкиры выкачали пол-Европы денег, а предложить альтернативную модель мироустройства с интересными идеями для всей Европы жадный немецкий орёл уже не в сотоянии, ожирел и отупел от ограбления лимитрофов, пиггов и прочих румын. Печалька, не иначе...
...Роберт Робертсон Об этом я и хотел сказать г-ну Мельникову: о коллапсе старых рынков сбыта. Новых просто нет: либо население слишком бедное, даже нищее (Африка, Китай), либо рынки уже перенасыщены. Единственным перспективным рынком остается Россия. Поэтому не Россия будет оберегать и лелеять Германию, а Германия будет лелеять и оберегать Россию.
Александр Михайловский Видите ли, Роберт, Русско-Германский союз - это кошмар англосаксов. Начиная с середины 19-го века они делали всё, что бы развести Россию и Германию во враждебные лагеря и заставить их взаимоистребляться.