Выучка мятежных отрядов и их численность постепенно растут, боевой дух и численность лоялистов постепенно снижаются. В конечном итоге силы сторон уравняются, что и станет причиной перелома в войне. Как теперь известно, эта стратегия оправдалась - однако в июне она вызывает сомнения в самом НАТО - раздаются голоса о чрезмерно высокой цене за столь скромный результат.
13 июня главком ВМС Англии адмирал Стэнхоуп признает, что если операция против Ливии продлится более 6 месяцев, Англия будет вынуждена кардинально пересматривать стратегию развития ВМС - отказ от строительства авианосцев и невозможность участия в боевых действиях последнего английского авианосца "Арк Ройял" делает невозможным для Англии участие в любых затяжных конфликтах.16 июня "Корьерра дела серра" публикует интервью Сеифа аль-Ислама, в котором он говорит о возможности проведения в трехмесячный срок выборов после прекращения огня. 17 июня представитель США Нуланд заявляет, что "теперь уже поздно". В эти же дни становится известно о доставке Великобританией на авиабазу в Италии высокоточных особо мощных бомб, предназначенных для разрушения укрепленных подземных объектов. 29 июня английский министр Митчелл заявляет об уничтожении минимум половины военного потенциала Каддафи. 30 июня Аиша Каддафи заявляет о том, что между правительством и мятежниками ведутся переговоры.
Активно поднимается вопрос о нарушениях прав человека. 2 июня представитель ПНС Абдельхафиз Гога признает факты расправ над сторонниками Каддафи и этнических чисток в Бенгази. 9 июня представитель Ливии в Женеве предоставляет факты гибели сотен мирных жителей в результате действий авиации НАТО. Его лишают слова и удаляют с заседания Совета по правам человека.
К июню сформировалась основная картина боевых действий - на юго-западе в районе Гадамеса идут бои с берберами-амазигами, западнее Триполи - боевые действия вокруг города Зентен, на востоке Мисурата и Марса-эль-Брега. Южнее побережья основные действия ведутся за стратегический перекресток Хум. Боевые действия принимают характер позиционной войны с учетом пустынной специфики.
1 июня министр по делам Магриба и Африки Алжира Мессахель заявляет, что Ливия превратилась в склад оружия под открытым небом и говорит о росте терактов в Алжире, прямо связывая их с боевыми действиями в Ливии. 7 июня представитель ПНС Гога обвиняет Алжир в помощи Каддафи. Он говорит о том, что в распоряжении ПНС имеются трупы алжирцев, воевавших на стороне Каддафи. Однако заявления ПНС дезавуирует командующий Африканским командованием США генерал Картер Хэм, который заявляет о том, что у США нет сведений о переброске из Алжира боевиков на территорию Ливии.
В Турции 12 июня проходят парламентские выборы, на которых убедительную победу одерживает Партия справедливости и развития.Она получает 327 из 550 мест в парламенте. Ближайший соперник Народно-республиканская партия получает 135 мест. В июне проходят новые аресты среди высшего командного состава армии по так называемому делу "Кувалда" о попытке военного переворота. Исламистское правительство Турции использует это дело для зачистки нелояльного генералитета, активно расставляя на высшие командные посты лояльных военных. Несмотря на заявления турецких политиков о необходимости поддержания добрососедских отношений с Сирией, турецкие политики делают резкие заявления относительно происходящих в Сирии событий - зачастую на грани вмешательства в её внутренние дела.
В Ираке июнь отмечен резкой вспышкой террористической активности. В июне от рук террористов погибает 155 человек, ранено почти 200. Для сравнения в мае погибло около 100, ранено 115. Возрастает активность шиитских вооруженных отрядов и интенсивность их нападений на американские войска - в июне США понесли самые большие потери с начала года - 15 человек убитыми, при том, что в мае было убито всего 2.
В Египте военные власти в срочном порядке решают проблемы финасирования страны. По словам министра туризма в 2011 году отрасль потеряет не менее четверти от обычного числа туристов. Убытки с начала года в отрасли составили более 2 млрд. долларов. Бюджетный дефицит составляет уже 28 млрд. На этом фоне военные власти начинают масштабные заимствования на внешних рынках, причем на очень короткие сроки. Так, 5 июня объявлено о достигнутой с МВФ договоренности о предоставлении кредита в сумме 3 млрд. долларов сроком на 5 лет, причем выплаты начнутся через 3 года. 15 июня Исламский банк развития объявляет о выделении Египту кредита в размере 2,5 млрд. долларов на поддержание объектов энергетики. Израиль крайне скептически заявляет о способности военных контролировать ситуацию на Синайском полуострове. Как подтверждение, в начале июня происходит очередная атака неизвестных боевиков на газопровод, ведущий в Израиль. 15 июня отменяется комендантский час, установленный в феврале, в трех крупнейших городах страны.
4 июня президент Йемена Салех уезжает на лечение в Саудовскую Аравию. Как и странно, но его отъезд приводит не к усилению выступлений оппозиции, а наоборот, к существенному снижению её активности. Республиканская гвардия, которой командует сын Салеха Ахмад, прочно контролирует обстановку в городе, а покинувший Салеха его брат генерал Мохсен аль-Ахмар практически не проявляет никакой активности. Несмотря на продолжающиеся выступления, в стане оппозиции явно намечается раскол. Фактически Салех был единственным фактором, объединявшим оппозицию, и после его отъезда противоречия внутри оппозиции оказались неразрешимыми. При этом за пределами Саны вооруженные конфликты разрастаются. В провинции Гауф начинаются столкновения между исламистами из партии "Ислах" и шиитами-хауси.
В Иране весь июнь продолжается борьба между президентом Ахмадинежадом и парламентом, который фактически выражает недовольство политикой президента со стороны духовных лидеров Ирана. 12 июня иранская оппозиция призывает провести "марш молчания" в годовщину президентских выборов 2009 года - тогда как известно, произошли массовые беспорядки. Марш не состоялся, однако полиция и спецслужбы были приведены в состояние повышенной готовности. В стране разворачивается борьба со спутниковыми тарелками, а также объявлено, что в течение 2 лет будет запущен так называемый "халяльный Интернет", который фактически будет представлять из себя внутреннюю иранскую сеть без выхода во внешнее пространство. В июне саудовский принц Турки бин Фейсал ас-Сауд делает заявление, из которого следует, что если Иран не прекратит свою ядерную программу, Королевство начнет действия по вытеснению Ирана с нефтяного рынка.
В июне Иран делает два важных заявления относительно ситуации вокруг Сирии. Первое заявление адресуется Турции, которую предупреждают о недопустимости поддаваться давлению Запада и предоставлять свою территорию и военные базы для ударов по Сирии. Второе заявление делается в адрес всех стран Персидского залива, предупреждая их о недопустимости вмешательства во внутренние дела Сирии. В ответ страны ССГАПЗ обвиняют Иран в подстрекательстве шиитов во время недавних выступлений в Бахрейне, Омане, Саудовской Аравии.
Июль-август
Июль был относительно бедным на события в Ливии, так как климатические условия пустынного климата никак не способствуют активным действиям в это время года. Тем не менее боевые действия на западе, юге и востоке Ливии ведутся вполне ожесточённо. Военное командование ПНС готовит и пытается провести штурм Марса-эль-Брега, однако низкая квалификация и отсутствие соответствующей техники не позволяет повстанческим отрядам уверенно пройти обширные минные поля вокруг города. Бои ведутся на границе между индустриальным и жилым сектором Бреги. Мисуратские отряды фактически оттеснили правительственные войска от города и продвигаются вдоль побережья в направлении к Триполи. На западе от Триполи продолжаются бои за Зентен, на юге в районе Гадамеса берберы оттесняют на север немногочисленные заслоны лоялистов. В июле в войне наступает равновесие - впервые у лоялистов не хватает сил преследовать потерпевших поражение мятежников в районе Бреги. Эксперты делают осторожные выводы о том, что стратегия НАТО на истощение Каддафи приносит плоды. ПНС прекращает переговоры с Каддафи, и уже 4 июля Джалиль делает заявление о том, что у Каддафи нет ни единого шанса остаться в Ливии, хотя ранее такой вариант и рассматривался. 19 июля Джалиль подтверждает гарантии соблюдения контрактов, заключенных Россией и Китаем с прежними властями "если в них не будет найдено коррупционной составляющей"
Однако в июле происходит крайне важное событие - убийство генерала Абдель Фаттаха Юниса Обейди. 28 июля на него совершается покушение, в результате которого генерал захвачен неизвестными людьми, подвергнут пыткам, казнен и сожжен. Убийство носит крайне загадочный характер - никто не берет ответственности за него. Однако делаются предположения, что в нём замешаны исламисты - тем более, что именно Юнис в своё время командовал подавлением мятежа исламистов на востоке Ливии. ПНС в срочном порядке издаёт распоряжение отрядам Юниса либо сложить оружие, либо подчиниться ПНС. Тем не менее, в Бенгази, Аль-Бейде и Адждабии вспыхивают ожесточённые столкновения между формированиями племени обейда и исламистами.
С этого момента в Ливии внезапно пояляется новый фактор - формирования исламистов, которые в отличие от неорганизованных и плохо обученных цивильных мятежников, обладают прекрасной боевой подготовкой, гораздо более дисциплинированы. Уже в начале августа мятежники начинают уверенное продвижение в направлении к Триполи. Резко переламывается обстановка на юго-западе - амазиги начинают довольно быстро продвигаться на север, проходя по 10-15 км в день и сокращают расстояние до Триполи с 500 км в начале июля до 30-40 км к концу августа. Боевые действия в августе начинают вестись в районе эз-Завии. Район Хум, который контролируется лоялистами, внезапно оказывается в глубоком тылу наступающих мятежников и перестаёт занимать прежнее стратегическое положение. Отряды Мисураты к середине августа подходят на расстояние около 40-50 км к Триполи. Брега практически оставлена отрядами правительственных войск, хотя промышленный район еще контролируется лоялистами. Основная часть боеспособных отрядов перебрасывается к Сирту.
В Египте активно формируются политические партии, готовые принять участие в парламентских выборах. Военные дают согласие на создание Партии свободных египтян, созданную коптских миллионером Нагибом Саврисом. Создаётся "нерелигиозная" Партия свободы и правосудия, однако к её созданию причастны "братья-мусульмане", заинтересованные в привлечении светской части египетского общества. 20 июля военные власти Египта в целом принимают план проведения парламнских выборов - объявлено, что они пройдут в три тура, предвыборная кампания начнется 30 сентября. Окончательные сроки проведения голосования не определены, однако ориентировочные даты названы. В связи с обострением обстановки на ливийской границе и участившихся случаях перехвата караванов с оружием вся граница берется под усиленный контроль. США, наконец, определяются со своим отношением к новым егиетским властям и подтверждают продолжение военно-технического сотрудничества с Египтом. 6 июля Конгресс уведомляется о том, что в Египет будут поставлены 125 машинокомплектов для сборки танков "Абрамс". 14 августа египетские военные начинают проведение операции "Орёл" по зачистке Синайского полуострова от бандформирований исламистов. Всего в операции задействовано более тысячи военнослужащих и бронетехника.
В конце июля исламисты проводят на площади Тахрир многосоттысячную манифестацию под лозунгом защиты исламской идентичности Египта. Запад окончательно примиряется с исламизацией Египта и приветствует свободный выбор египетского народа.
9 июля на картах мира появляется новое государство - Южный Судан. Судан накануне признаёт независимость Южного Судана, а президент Омар аль-Башир в качетсве гостя присутствует на церемонии объявления государственной независимости Южного Судана. Тем не менее противоречия, которые привели к гражданской двадцатилетней войне, остаются. Остаются проблемы пограничной провинции Южный Кардофан, совершенно непонятны перспективы нефтяной политики обеих государств, так как основные месторождения нефти переходят под контроль южан, а транспортные пути и единственный порт остаются на севере. Тем не менее и южане, и северяне пытаются найти выход из крайне сложной ситуации, которая не исчезает после провозглашения независимости Южного Судана.
В Сирии правительство под угрозой полномасштабных очаговых вооруженных мятежей в течение июля-августа последовательно вводит войска и бронетехнику в города, в которых окопались вооруженные боевики. При этом армия и боевики вновь несут сопоставимые потери. Тем не менее, при штурмах Хамы и Дейр-эз-Зора гибнет большое количество гражданских лиц, что вызывает шквал обвинений режима на Западе. Губернатор Хамы уволен президентом Асадом. 20 июля сирийское правительство запрещает иностранным дипломатам без согласования с МИДом выезжать в районы беспорядков. Это сделано в связи с поездками послов Франции и США в Хаму, где они фактичски поддержали протестующих. МИД Сирии назвал это грубым вмешательством во внутренние дела страны. 19 июля президент России Медведев делает заявление о нежелании Москвы принимать любую резолюцию по Сирии, так как существует вероятность манипулирования ею, как это произошло в Ливии.
Постепенно формируется несколько группировок сирийской оппозиции. Непримиримая часть в основном находится за границей и фактически подстрекает к усилению беспорядков, относительно умеренная часть оппозиции пытается вести диалог с властями. На арену выходит пока еще не имеющая названия Сирийская освободительная армия - вооруженные формирования, комплектуемые дезертировавшими офицерами. Происхождение СОА довольно туманно, однако в целом представляется, что изначально она формировалась на территории Турции, там же происходило ее вооружение, после чего мелкими группами боевики СОА перебрасывались обратно на территорию Сирии. В середине августа отзывают своих послов из Сирии Саудовская Аравия, Кувейт и Бахрейн. 10 августа начинается вывод войск из Хамы.
19 июля Иран объявляет о монтаже каскада центрифуг для обогащения урана. Заявлено, что он будет использоваться в качестве топлива для станции в Бушере и медицинских целях. 21 июля Ахмадинежад заявляет о готовности Ирана к переговорам по ядерной проблеме, а 21 июля министр иностранных дел Салехи подтверждает готовность к переговорам с США без предварительных условий.
В Йемене в течение всего лета параллельно происходит два процесса - разброд и шатание в стане антисалехской оппозиции, в которой позиции собственно политической оппозиции постепенно ослабляются, а на передний план выходят боевые формирования партии "Ислах" и её лидеров - Садыка и Мовсена аль-Ахмаров. В провинции продолжаются ожесточенные столкновения правительственных войск с боевыми отрядами Аль-Кайеды в районе города Зинджибар, на северо-востоке шиитские повстанцы берут под контроль и удерживают три провинции страны, фактически зачищая их от суннитских боевых отрядов просаудитского толка. На юге нарастают дезинтеграционные процессы. Тем не менее среди всех лидеров антисалехской оппозиции нет ни одного, сколь либо сравнимого с ним по уму, влиянию и харизме. Вследствие этого в стране просто нарастает хаос без малейших признаков стабилизации обстановки. При этом оставшиеся "на хозяйстве" сын Салеха Ахмад, его племянники и руководство правящей партии относительно уверенно контролируют обстановку, не позволяя ей окончательно рухнуть. 11 августа Салех объявляет о своём намерении вскоре вернуться в Йемен и даёт согласие на подписание документов о передаче власти, однако ставит условие о безоговорочном отъезде из страны Садыка и Мовсена аль-Ахмаров.
Пакистан в течение всех летних месяцев балансирует на грани возможного разрыва отношений с США - однако влиятельные прозападные круги активно противятся этому, обвиняя премьера и президента в неспособности контролировать ситуацию. В США разворачивается перосмысление всей политики в регионе АфПака в свете скорого ввода войск из Афганистана. В связи с этим публикуется крайне любопытный доклад, сделанный 26 июля в подкомитете по иностранным делам Конгресса США, сделанный Саданандом Дхуме - аналитиком “American Enterprise Institute”. Сейчас уже становится понятным, что именно его доклад фактически становится основой для новой политики США в этом регионе.
Тем не менее, США продолжают наносить удары БПЛА по пакистанской территории, признавая это единственной приемлемой татикой борьбы с террористами. В августе появляются данные о том, что начиная с 2004 года в результате таких ударов на территории Пакистана в общей сложности погибает 2922 человека, из которых как минимум 775 мирных жителей, включая 168 детей. Всего за этот период нанесено почти 300 ударов.
1 июля в Марокко проводится референдум, на котором утверждаются предложения правящего монарха о демократизации политической системы. Однако созданное оппозицией движение "20 февраля" протестует, говоря о том, что изменения связаны лишь с косметическими исправлениями фасада политсистемы страны. Несмотря на проведенную 3 июля манифестацию своих сторонников, движение начинает фактически раскалываться. 10 и 17 июля движение проводит новые манифестации, одако они собирают все меньшее число сторонников. В противовес власти организуют контрманифестации со все более увеличивающимся числом участников. На этом фоне король Марокко Мохаммед VI 30 июля выступает перед народом и объявляет о проведении досрочных парламентских выборов, дата которых будет согласована с МВД. Тем не менее, волна протестов постепенно сходит на нет, так как оппозиция не ставит под сомнение положение монарха - одного из двух ныне правящих потомков Хашимитов, чей авторитет в исламском мире незыблем.
В Бахрейне 22 июля проходит шиитская демонстрация, организованная партией "Аль-Вифак" в связи с тем, что 17 июля партия вышла из переговорного процесса с властями, так как её мнение практически не учитывается при проведении переговоров.