Государственный секретарь США Хиллари Клинтон неожиданно согласилась с высказываниями главы МИД России Сергея Лаврова, который высказывал тревогу из-за возможности начала гражданской войны в Сирии. Ранее Госдеп изо всех сил сопротивлялся такой трактовке событий, предпочитая оперировать моделью противостояния «народа и тирана». Однако, по-видимому, мнение о том, как правильно преподносить сирийскую драму, было пересмотрено. Похоже, первоначальная версия о диктаторе Асаде, уничтожающем ростки демократии, была отработана полностью, и всё полезное было из неё выжато. Сирийский президент «утратил легитимность», против Сирии был введён ряд санкций и запретов. Все это, однако, не давало ответа на вопрос — а что делать дальше?
Прямая военная агрессия с авиаударами сопряжена со значительными потерями и тратами. Сирийская система ПВО находится в куда лучшем состоянии, нежели ливийская, к тому же Российская Федерация направила несколько кораблей к сирийскому побережью. Разумеется, само присутствие российского флота не может заставить США полностью отказаться от далеко идущих планов, но на обстановку повлияет. Ведь в ходе боевых действий российские корабли могут оказаться под огнём, возможно, будут вынуждены обороняться, что неизбежно вызовет потери среди авиации НАТО, и дальнейшие последствия, которые трудно предсказать. Очевидно, что в случае прямого нападения на Сирию может вмешаться и Иран. Дамаск является одной из малочисленных «отдушин» в изоляции Ирана, и позволить дополнительно затянуть петлю враждебного окружения вокруг своей страны было бы весьма опрометчиво со стороны Тегерана.
В этой ситуации гражданская война в Сирии вместо очередной «гуманитарной интервенции» выглядит наиболее приемлемым для США вариантом. Такой способ позволяет решить множество вопросов. Прежде всего, у немногих союзников Сирии исчезает формальный повод обвинять США во вмешательстве во внутренние дела другого государства. На том же основании затрудняется осуществление военной помощи со стороны Ирана. И, вместе с тем, полную свободу действий сохраняют военные формирования с весьма загадочной историей возникновения. Речь идёт о мятежниках, воюющими с сирийской армией, без вхождения в какие-либо объявленные структуры, а также об «Армии освобождения Сирии», которая дислоцируется на турецкой территории, имеет офицеров, тренировочные лагеря и главнокомандующего, полковника аль-Асада. И, в ожидании подходящего момента для решительного наступления на Дамаск, совершает террористические акты против сирийских военных и представителей правопорядка.
Различие прошлой войны в Ливии и будущей в Сирии состоит в том, что такие «армии» вполне способны обойтись и без открытой поддержки НАТО. Их можно подпитывать оружием, кадрами и ресурсами практически беспрепятственно и бесконтрольно. Дополнительная выгода состоит в том, что становится возможным «трудоустроить» и проблемные кадры ливийской революции, которые, ощутив вкус победы, вовсе не желают переходить к мирному строительству.
Официальный орган ПНС Libya Now сообщает, что Абдельхаким Бельхадж, который после захвата Триполи боевиками ПНС при поддержке НАТО стал военным комендантом ливийской столицы, в настоящее время под чужим именем находится в Турции. Называясь Салемом аль-Алвани, Бельхадж во главе батальона в 700 человек находится на турецко-сирийской границе и готовится к вторжению в Сирию для участия в террористических атаках. Причём этот отряд не единственный, по сообщению иорданской газеты Al-Bawaba, около 600 боевиков из Ливии уже перебралось в Сирию транзитом через Турцию и присоединились к «Армии освобождения Сирии». Абдельхаким Бельхадж обладает необходимыми для руководства подобной публикой качествами, да и опыта диверсионной деятельности у него достаточно.
Как известно, Бельхадж возглавлял террористическую группировку «Ливийская боевая исламская группа». В 2004 году был арестован в ходе совместной операции ЦРУ и МИ- 6 и был выдан правительству Джамахирии. В 2010 году он, дав обещание прекратить террористическую деятельность, был освобожден. Обещание, как видно, не выполнил, приняв деятельное участие в свержении Каддафи.
По утверждению Libya Now, Бельхадж «примет участие в операции освобождения Сирии, руководя бойцами свободной Ливии. Турция окажет ему военную поддержку». Daily Telegraph, со ссылкой на телеканал «Аль-Арабия», сообщает, что у нового правительства Ливии есть желание помочь сирийским мятежникам деньгами, оружием и кадрами. Об этом, якобы, ещё в октябре договорились представители новой Ливии и сирийской оппозиции во время встреч в Триполи и Стамбуле. «Существуют планы отправки с Сирию вооружений и боевиков», — сообщает Telegraph, добавляя, что предназначенные к отправке в Сирию кадры приступят к активной деятельности «в течение нескольких недель».
В свою очередь, израильский портал DEBKA сообщает, что операция по вторжению в Сирию уже разработана. А в турецком в городе Искандерун сформирована совместная группировка НАТО и арабских государств Персидского залива. На них возложены функции по оперативному решению проблем, которые могут показаться слишком сложны для «освободительных армий». Например, турецкие СМИ опубликовали ряд сообщений, из которых следует, что на территории Сирии турецкими военными обнаружены тренировочные лагеря курдов. Вне зависимости от того, насколько правдива данная информация, у Турции теперь есть основание для нанесения ударов по сирийской территории. По этому же поводу турецкие войска регулярно совершают рейды на территорию Ирака.
Несмотря на предоставленные «армиям» плацдармы, Турция на словах выступает против военного вмешательства в дело урегулирования кризиса в Сирии. По крайней мере, это говорит министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. Впрочем, не он один, никто сейчас не заявляет о предпочтительности разрешения сирийского кризиса военным путём. Правда, термин «военное вмешательство» весьма неопределён. Попадает ли в эту категорию систематическая деятельность по формированию вооружённых групп сирийских граждан, которые должны будут воевать с другими сирийскими гражданами? И как трактовать создание всех условий для того, чтобы желающие вдоволь пострелять люди свободно проникали на территорию Сирии с достаточным для комфортного существования набором вооружения?
Если вооружённого вмешательства в дела Сирии другие государства де-юре не совершают, то намерения аннексировать части территории и посягнуть на суверенитет налицо. Турция и Франция продвигают идею о создании в Сирии регионов, которые фактически неподконтрольны сирийским же властям. Речь идёт о создании так называемых «зон безопасности», в которых могли бы прятаться оппозиционно настроенные граждане и мятежники.
Также Франция предлагает новое ноу-хау, «гуманитарные коридоры», при помощи которых можно было бы передвигаться по Сирии. С таким предложением выступил глава французского МИДа Ален Жюппе. По его словам, если не удастся убедить Сирию создать такие коридоры самостоятельно, можно ввести в страну вооруженных наблюдателей, которые обеспечат безопасность гуманитарных миссий. При этом министр в очередной раз исключил военное вмешательство во внутренние дела Сирии. Хотя чем, как не военным вмешательством, являются коридоры, контролируемые совершенно «вооружёнными» наблюдателями, сказать сложно.
Таким образом, в Сирии создаются все условия для того, чтобы в гражданской войне победила «нужная сторона». Для сирийских «освободителей» как базы постоянного базирования на территории других государств, так и маршруты, по которым «освободительные армии» смогут передвигаться. Ряды мятежников пополнены ценными кадрами из опытных революционеров, наверняка не обойдётся без представителей спецназа европейских и арабских государств. Ну а для того, чтобы весь этот потенциал мог быть реализован — «цивилизованный» мир делает всё, чтобы санкциями ухудшить состояние сирийской экономики до того предела, после которого начинается социальный взрыв.