Ни один из его коллег на международной арене не может похвастаться таким глубоким пониманием своего народа, не обладает таким интеллектом как Путин.
Гений (никак не меньше) Путина начинается с понимания принципа управления, который ускользал от ''великих'' диктаторов прошлого века: нужно контролировать только общественную жизнь, не касаясь личной. Путин понял, что человеческим существам необходимо выпускать пар мировой скорби, и что нужно позволить им сделать это за кухонным столом, за бутылкой водки, не причиняя вреда государству.
Его негласный договор с русским народом состоит в том, что люди могут делать и говорить всё что они хотят, за закрытыми дверями, не выходя на улицы. Он увидел, что авторитарное государство, которое останавливается у входной двери дома, не только более приемлемо для граждан, но и более эффективно.
Что же касается возмутителей спокойствия, то он их убивает или сажает в тюрьму. Но! Нет больших чисток, нет ГУЛАГа, есть только тщательно отобранные, образцовые жертвы, такие как например борец с коррупцией, активист Сергей Магнитский, который умер под стражей в полиции, или непослушный миллиардер Михаил Ходорковский, заключеный в тюрьму по обвинению, которое русские рассматривают как черный юмор. Западная совесть может быть встревожится ненадолго, но Путин знает, что международное сообщество не будет накладывать каких-либо значимых штрафных санкций.
Соблазненные кремлевской политикой - от нефтяных и газовых концессий до циничных намеков на стратегическое сотрудничество - западные лидеры помалкивают, уж слишком много фишек на столе. А дома, простые люди, черный люд (написано транслитом, примечание переводчика), не против. Они даже злорадствуют, когда царь отрезает бороды боярам или усмиряет олигархов. Что же касается назойливых оводов-журналистов, то Путин прекрасно знает, что их можно совершенно безнаказано устранить, как это было в случае Анны Политковской. Наше возмущение будет формальным и кратковременным.
Внутри страны, ощущение, понимание Путиным своего народа является совершенно непревзойдённым. Его фотографии с обнаженным торсом могут показаться нам смешными, но россияне видят настоящего мужчину, мужика (написано транслитом, примечание переводчика). А его трезвость делает его мужем-мечтой множества российских женщин.
Не последнюю роль играет то, что Путин восстановил у русских уверенность в величии страны. Постоянно играя на международной арене роль гораздо большую реальных возможностей России, он пробудил в людях чувство сталинских времен, что, люди могут страдать, но они делают это во имя великой цели.
На международном уровне он оценивал и обрабатывал своих собеседников, с ловкостью опытного агента-вербовщика, каким он был в старые недобрые времена. Его вспышки гнева, в сочетании с жестким, грубым языком делают большие заголовки в СМИ (в то же время, опять же, апеллирующие к его избирателям), но его политика - абсолютно хладнокровная и безжалостная, поразительно успешна.
Стоит отметить, сколь многого добился Путин: как и его герой, Петр Великий, он приручил новое дворянство (богатых) и консолидировал власть государства. Он вернул России статус великой державы - в основном за счет блефа. Он буквально продавил выгодное только одной стороне новое соглашение по СНВ с Америкой, которая отчаянно хотела совершить сделку.
Его манипуляции в Европе позволили ему заключить практически все трубопроводные соглашения которые он хотел, оттеснить в сторону новых членов НАТО на востоке и сохранить Украину слабой и разобщенной. Он расчленил Грузию, не заплатив за это ничего. Он даже добился власти над поставками для коалиционных войск в Афганистане, уступающей только власти предоставленной Соединенными Штатами Пакистану в приступе стратегической глупости.
Если у Путина и есть слабость, то это его пренебрежение к экономике. Россия полагается на экспорт нефти и газа в потенциально смертельно опасной степени. Но и это тоже просчитанная, сознательная политика: диверсифицированная экономика и последующее распространение богатства сделало бы Россию гораздо более трудно контролируемой страной. Сегодня сформировался небольшой класс олигархов, примерно соответствующий высшему дворянству царской России (но менее обременённый приличиями): они демонстративно много тратят, веселятся за границей и остаются политически послушными. Путин предпочитает риск монополизации экономики, распределению власти на более широком фронте.
Веками Москва называла себя «Третьим Римом», после города Святого Петра и Константинополя.
Эта аллюзия может оказаться пророческой, в том смысле, что Путин сделал то, что несколько сильных императоров сделали после первого падения Рима или разграбления Константинополя крестоносцами в ходе Четвертого крестового похода: они восстановили, хоть и не надолго, павшее величие.
В демографическом, экономическом, в военном, и даже - в образовательном отношении, Россия, похоже, обречена на жестокий спад.
Но один гениальный человек принес своему народу последнюю, по-осеннему краткую отсрочку.
Владимир Путин - опасный человек, но великолепный царь.
Ральф Петерс – отставной военный, во время службы специализировавшийся на России и её исчезнувшей империи. В настоящее время он является аналитиком Fox News, недавно выпустил книгу - «Lines of Fire: A Renegade Writes on Strategy, Intelligence, and Security».
переводчик Игорь Львович; “The Canberra Times”, Австралия - 29 сентября 2011 г. "A dangerous genius who's given Russia a reprieve"