После падения Триполи я второй раз за ливийскую войну впал в черный пессимизм и предположил, что на этот раз аллес. Всё. Полковник капут. И второй раз феерически обо... В общем, оказался неправ.
После падения Триполи я второй раз за ливийскую войну впал в черный пессимизм и предположил, что на этот раз аллес. Всё. Полковник капут. И второй раз феерически обо... В общем, оказался неправ.
Полковник оказался из той публики, про которых говорят - если больной ТАК хочет жить, то медицина бессильна. Хотя на самом деле проблема не в Каддафи на самом деле. Проблема в мятежниках и НАТО. Еще в апреле отставной английский адмирал (не хочу искать дословно его цитату и ссылку - но она где-то в моих текстах есть) сказал, что НАТО полностью игнорирует в этой кампании базовые основы и элементы военной стратегии. Взятие Триполи это продемонстрировало в очередной раз. Правительственные войска в Триполи потерпели самое тяжелое поражение за всю кампанию. Боксер попал в положение грогги. Сопернику осталось его просто добить. Но соперник оказался полным идиотом и позволил противнику прийти в себя, дотянуть до гонга и отдышаться в перерыве.
Общая ситуация для правительства Ливии на сегодня, безусловно, ухудшилась. В чём-то. Однако она изменилась настолько кардинально, что теперь нужно заново выстраивать приоритеты - что есть лучшее, а что - нет.
В общем, я полагаю, что ни о каком окончании войны в Ливии на сегодня речь уже не идет. Более того - есть ряд причин, по которым Каддафи сохраняет шансы на стратегическую победу. В конечном итоге. Я хотел бы перечислить эти причины.
Первая причина заключается в том, что и сам Муаммар Каддафи, и его сыновья - в первую очередь Хамис, Мутассим, Сеиф остались живы. Личностный фактор никто не отменял. Отдельной статьей стоит Аиша - и с ней, похоже, у противника будут самые тяжелые проблемы. Убив мужа и ребенка Аиши, коалиция и мятежники нарываются на символ освобожденной женщины Востока - однако в отличие от стёба "Белого солнца пустыни" здесь всё серьёзно. Женщина в Ливии действительно значительно более свободна, чем во многих иных арабских странах, и никакого желания возвращаться в кромешное средневековье у сотен и тысяч женщин Ливии нет. И теперь у них есть свой вождь. Это - повторюсь - серьёзно.
Вторая причина - зачистка рядов от предателей. Падение Триполи, как теперь в общем-то, известно, состоялось в том числе и в результате предательства - причём предательства очень высокопоставленных чинов. Две недели, которые прошли в состоянии грогги, вне всякого сомнения, очистили ряды сторонников Каддафи от колеблющихся и предателей - в такое время это выявляется очень быстро. Поэтому прямо сейчас рядом с Каддафи гарантировано предателей нет.
Третья причина - крайняя жестокость мятежников привела к тому, что война между правительством и повстанцами перестала быть их междусобойчиком. Народ Ливии, до этого вполне равнодушно смотревший на эту войну, вынужден брать оружие в руки. Любая война жестока - на любой войне воюющие стороны безжалостны и не очень заботятся о потерях среди мирного населения. К сожалению, такова ля гер. Однако есть война и есть война. В Ливии жестокость мятежников по отношению к мирному населению, проводимые чистки - а главное, отчётливая политика этноцида по отношению к чернокожим - не оставляет народу выбор.
Мятежники рискнули бросить вызов и племенам. Да, родо-племенной уклад в Ливии уже не является определяющим, он во многом находится в стадии разложения. Однако он еще силен. Особенно в пустынных регионах. И сейчас этот фактор начинает работать. Ситуация в Бани-Валид и Сирте - подтверждение. Ситуация на юге на разделительных участках между туарегами и племенами Большой Ливийской пустыни - показательна. Люди начинают давать отпор. Ополчение городов - повторюсь - это не армия. Оно не централизовано, оно управляется своими - скорее всего, выборными - лидерами. Однако ополчение воюет с мятежниками и коалицией - что, естественно, ставит их на сторону Каддафи.
Четвертая причина. Африка. Африканские страны без восторга относятся к новым властям Ливии и не стоит заблуждаться относительно процедуры их признания. Практически вся Черная Африка негативно воспринимает ПНС. Большая часть Зелёной Африки - в общем-то, тоже. Это означает, что так или иначе, но на помощь, сотрудничество или по крайней мере нейтралитет Африки Каддафи может рассчитывать точно.
Пятая причина. Ресурсы. Они у Каддафи есть. Деньги, оружие, боеприпасы, люди. Есть пути доставки. Есть налаженные схемы снабжения. Работающий как часы тыл - важнейшая составляющая любой вооруженной борьбы.
Есть ряд иных причин - однако я остановился на этих пяти. Они - важнейшие. Ликвидация любых двух из них резко осложнит борьбу правительства с коалицией и мятежниками. Трёх - сделает её практически бесперспективной. Однако чем дольше сохранятся все пять причин для продолжения борьбы - тем больше шанс на конечную победу. Почему?
Да потому, что мятежники без коалиции - никто и звать их никак. Приближающаяся катастрофа еврозоны вынудит коалицию сворачивать своё присутствие. Финансовый вопрос будет выходить на первый план. А наивные предположения, что деньги можно напечатать - это не к Европе. Европа - не может. В этом её коренное отличие от США. Поэтому затягивание конфликта и перевод его в фазу антиколониальной войны максимально выгодно именно Каддафи. А для его противников на первое место выходит борьба с указанными пятью признаками. Как они с этим справятся - вопрос.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.