Однако именно о свободных и смелых я думал на прошлой неделе, посетив космический центр имени Кеннеди в день последнего запуска "космического челнока". Трудно не впечатлиться, наблюдая за тем, как от земли отрывается космический аппарат весом 2000 тонн с четырьмя смельчаками на борту. Сколько же нужно дерзости, чтобы построить такое чудище, не говоря уже о том, чтобы забраться в него! А глядя на тысячи журналистов и сотни телекамер, фиксирующих каждый момент этого события – в реальном времени, на глазах всего мира – трудно не поразиться прозорливости авторов Первой поправки.
Экспедиция "шаттла", начавшаяся на прошлой неделе, – не единственное, что наполняет меня патриотическими чувствами, когда я размышляю об американской космической программе. Пока группа американских астронавтов делает последние круги вокруг нашей планеты, целый рой беспилотных космических аппаратов продолжает бороздить просторы Солнечной системы: это и "Кассини", и "Мессенджер", и марсоходы "Спирит" и "Оппортьюнити", и "Вояджер-1", и "Вояджер-2", и "Доун" и "Экспресс". Их цели – Сатурн, Меркурий, Марс, Плутон, астероид Веста, а, в случае "Вояджеров" – вообще межзвездное пространство за пределами нашей Солнечной системы. Еще два аппарата – "Кьюриосити" и "Джуно" – отправятся до конца этого года к Марсу и Юпитеру. На каждом из них изображен американский флаг. Такой страной можно только гордиться.
Проблема в том, что стране свободных и родине смелых все больше угрожает опасность стать землей тупоголовых, и во время поездки на мыс Канаверал я осознал это окончательно. Не секрет, что наш народ быстро теряет фундаментальный багаж знаний, необходимых для того, чтобы функционировать в сложном мире. Не далее как на прошлой неделе были опубликованы гнетущие результаты очередного опроса общественного мнения, показавшего, как мало мы знаем об истории своей страны. Только 58 процентов американцев могут с уверенностью сказать, что произошло 4 июля 1776 года. Среди респондентов младше 30 лет эта цифра составляет – держите челюсть! – 31 процент. Четверть американцев, знающих, что мы стали независимой страной, отделившись от другого государства, неспособны сказать, от какого именно. Вспомним другие опросы, показывающие, что примерно такой же процент людей полагает, будто во Вторую мировую войну мы вместе с нашими верными союзниками немцами сражались против русских.
Историческая безграмотность – это плохо. Однако научная безграмотность – еще хуже: хотя бы потому, что знание о том, как работает наш мир, необходимо для понимания важнейших областей государственной политики. Наберите в Google слова "глобальное потепление" и "миф", и вы получите чудовищное число результатов – 10,1 миллионов. Это общемировая тенденция, но опросы показывают, что все больше американцев считают проблему изменения климата надуманной или преувеличенной. Сказать, что эти люди банально неправы, значит не просто выразить личное мнение. Да, ученые яростно спорят об остроте, механизмах и траектории глобального потепления, но фундаментальные научные факты установлены и общепризнанны, нравится вам это или нет.
Не будем забывать о 18 процентах американцев, считающих, что Солнце вращается вокруг Земли, и о тех 28 процентах, которые полагают, что высадки на Луну не было. Пробейте последнее по Google, и вы окажетесь на сайтах, называющих себя форумами для политических дебатов. Политические дебаты? О фальсификации высадки на Луну? Люди, это не римский сенат, а страна фантазий.
Обо всем этом я задумался после обеда в комплексе для посетителей космического центра имени Кеннеди, представляющем собой нечто среднее между музеем и парком развлечений. В этом сезоне гвоздем программы является экспозиция "Научная фантастика – лето 2011", и ее содержание в полной мере соответствует названию. Рядом с полноразмерными макетами легендарных американских ракет-носителей стоит стенд, на котором сравниваются размеры ракет "Сатурн", "Меркюри Редстоун", "космического челнока", Международной космической станции и звездолета "Энтерпрайз". Все здорово, если не считать того, что "Энтерпрайз" – выдумка, а остальные аппараты существовали в действительности. Скафандры Нила Армстронга, Гордона Купера и других астронавтов выставлены наряду с униформой клингонов и ромуланцев. А еще сериалу "Звездный путь" посвящен отдельный павильон.
Ладно, глупо сетовать на то, что людям весело - а "Звездный путь", вне всякого сомнения, классная вещь. Но разве нам негде больше повеселиться? Кто в здравом уме осмелится сказать, что сейчас американцам нужно побольше развлечений? Если Купера ставят в один ряд с клингонами, а "шаттл" "Энтерпрайз" – со звездолетом "Энтерпрайз", то, неровен час, дети, впитывающие все это, вскоре перестанут их отличать.
Научная грамотность важна для того, чтобы быть хорошим гражданином. А, если речь идет о космонавтике, то приправлять ее фантастикой совершенно необязательно. Один инженер из Лаборатории реактивного движения НАСА, участвующий в осуществлении межпланетной программы, так объяснял, почему он любит свою работу: "Если ты неспособен получить от удовольствие от работы, создавая роботов, которые отправятся на Марс, бросай ее". Когда-то эти слова были верны и в отношении самого процесса познания всех этих вещей. Если мы хотим, чтобы Соединенные Штаты оставались в авангарде, нужно, чтобы так было и впредь.
("Time", США)