Сегодня Китай многим в мире представляется этаким колоссом, накачивающим свои мускулы день ото дня. Во многом так оно и есть, хотя огромное население делает внешне быстро развивающееся государство внутренне бедным и отягощенным массой проблем.
Сегодня Китай многим в мире представляется этаким колоссом, накачивающим свои мускулы день ото дня. Во многом так оно и есть, хотя огромное население делает внешне быстро развивающееся государство внутренне бедным и отягощенным массой проблем.
На границах КНР друзей тоже нет. Бирма, Таиланд, Малайзия, даже коммунистический Вьетнам – в лучшем случае не враги. Но уж точно и не друзья. Чтобы поставить Китай на колени достаточно перерезать морские коммуникации и Китай оказывается в изоляции от всего мира за исключением России. Монголию можно не считать.
Другое дело, что сделать это достаточно сложно. Власти КНР прекрасно осознают подобную угрозу и спешно строят пусть и не очень современный, но мощный и многочисленный флот. Даже купленный под казино старенький советский авианосец вводят в состав флота. А в ближайшие 5-6 лет намерены строить уже атомные авиаматки.
Сегодня ВМС Китая насчитывают 13 атомных и 72 дизельных подводных лодки, 27 эсминцев и 49 фрегатов УРО, 89 ракетных катеров и 89 десантных кораблей с парой сотен минно-тральных кораблей. Тяжелых (например крейсеров) нет. Но и имеющегося достаточно для прорыва любой блокады сопредельных стран.
Но проблема есть и она не единственная. Горе-аналитики пророчат КНР уже через 20 или даже 15 лет первенство в мире. Примерно также в конце 1970-х они рассуждали об СССР, который вот-вот поглотит полмира, а за ним и США. В отличие от СССР у Китая нет союзников. Страна может только покупать себе «временных друзей».
Китай не встроен ни в одну мировую систему: ни в западный мир, ни в мусульманский, даже в качестве колониального придатка (как какие-нибудь Сингапур или Южная Корея). Северная Корея считаться союзником может только условно. Пакистан, верный сателлит США и вовсе таковым не является.
Внешние границы Китая – это его вечная головная боль. По их периметру расположены страны, для которых само слово «Китай» ассоциируется с понятиями «Шайтан, Смерть и Угроза». Чтобы нагляднее понять картину, просто представьте, что Россия граничит не с беспомощной Украиной или мирной Финляндией, а с большим, голодным и агрессивным Ираном. С миллионной армией. Не нужно никаких десантов Японии и США, а тем более превентивных ядерных ударов по Китаю – просто зажгите его окраины и соседей, и страна повалится как мамонт, утыканный сотнями стрел с каменными наконечниками.
В Китае есть и своя Чечня. Но не такая маленькая и слабая, как в России, а с геополитической и геоэкономической точки зрения во сто крат более значимая. Это Синцзян-Уйгурский автономный округ.
На первый взгляд, ничего опасного там нет. С десяток-другой миллионов мусульман, абсолютно чуждых атеистически-конфуцианскому Китаю. Абсолютно нищие и почти поголовно безграмотные (как и 80% их притеснителей – ханьцев). Но в Синцзяне есть нефть. Нефть это одно из самых уязвимых мест.
Прим. В. Зыкова. Уйгуры, которых по внешности не отличишь, скажем, от казахов, частично живут в Китае, частично - в прилегающих районах Казахстана, и, естественно, мечтают о создании собственного государства. Китай эту проблему уже решил истинно китайским методом: разбавил уйгуров переселёнными туда десятками миллионов китайцев. Кроме того, есть Тибет, да и сами китайцы только нам кажутся однородной нацией.
Недавно страна перешагнула психологически и экономически важную отметку – импорт нефти превысил 50% от её общего потребления в стране (если быть точным, импорт составляет 55%). Но и из оставшихся 45% значительная часть качается из Синцзяна.
Проблему энергопотребления помогает решать Россия. И это на долгие годы предопределяет заинтересованность Китая в хорошем отношении северного соседа. По определению не агрессивного и не имеющего ни малейшего желания враждовать и тем более воевать с Китаем или претендовать на его территории. В то время как с соседями, включая Вьетнам, территориальных споров море. Синцзян-Уйгурский район является одним из главных «нефтяных полей» Китая. Так, запасы нефти этого автономного района составляют 21 млрд тонн. (30% всех запасов Китая), газа – 1,1 трлн. кубометров (34% запасов всей страны). Ежегодно в Синцзяне добывается около 30 млн. тонн нефти и 22 млрд. кубометров газа. Можно себе представить, что станет с Китаем, если его лишить в результате очередного «оранжевого восстания» или длительной террористической войны такого объёма добываемых энергоносителей.
Через Синцзян проходит газовая ветка из Туркменистана. Пока по ней прокачивается 10 млрд кубометров газа в год, но через 5 лет её пропускная способность возрастёт до 30-40 млрд. А это – уже треть газового потребления страны (оно составляет около 90 млрд. кубометров в год).
Сейчас КНР ежегодно добывает на своей территории 185 млн. тонн нефти, ещё около 190 млн. тонн импортирует. По объёму импорта продовольствия Китай стал 4-й страной в мире, более того – темпы роста закупки страной еды нарастают год от года. К примеру, к 2015 году КНР, по прогнозам, будет закупать в США до 25 млн. тонн кукурузы ежегодно, уже сегодня импорт сои составляет 4-5 млн. тонн, а через пять лет он вырастет до 12-15 млн. тонн. В общей сложности, Китай сейчас 20% продовольствия закупает за границей, к 2015 году эта цифра вырастет до 30%.
Зависит он и от импорта остального сырья – железной руды, цветных металлов, леса, удобрений, и т.п. Если дестабилизировать поставки сырья в Китай, то страна сможет продержаться считанные месяцы – после наступят голодные бунты, остановка промышленности и в буквальном смысле темнота из-за дефицита энергоносителей.
Ситуация усугубляется тем, что китайский трафик очень уязвим – он идёт относительно узкой полосой через моря ЮВА: нефть с ближнего Востока – через узкий Молуккский пролив, продовольствие и железная руда – через индонезийский архипелаг. Флот США, который пока остаётся в десятки (если не сотни) раз сильнее китайского флота, легко может перекрыть эти транспортные артерии, чем доведёт ситуацию в Китае до коллапса.
Но и без прямого военного вмешательства США среди соседей Китая есть кому довести страну до ручки. Рассмотрим эти потенциальные болевые точки Китая.
Бирма. Южный сосед Китая уже с конца 1940-х не знает стабильности. Треть населения страны составляют нацменьшинства, самым воинственным среди которых считаются карены. В Восточной части Бирмы они создали своё непризнанное государство. Ещё два непризнанных государства – на севере страны, рядом с китайской границей – создали племена шан и качины.
Сегодня между центральным правительством Бирмы и этими тремя непризнанными государствами на её территории поддерживается нейтралитет. Но нет никаких причин сомневаться, что при умелом «дирижировании» из-за рубежа война в Бирме может вспыхнуть в любой момент. Ситуация усугубляется тем, что в соседнем Китае живут несколько миллионов представителей племён, создавших своё государство в Бирме. И нельзя исключать вероятность, что вооружённый конфликт может перекинуться и в джунгли Китая.
Таиланд. В этой стране крупнейший узел напряжённости – её южная часть, провинция Паттани. Она населена мусульманами. Партизанская война в этом регионе почти завершилась только в 1970-е годы. Последние карательные операции властей прошли в Паттани в середине 1980-х. Однако в 2004 году в провинции была создана новая мощная партизанская группа – «Движение исламских моджахедов провинции Паттани». Примечательно, что эта провинция находится на входе в Молуккский пролив – через который проходит до 70% китайского импорта.
Индонезия. Политологами принято называть эту страну «искусственным конструктом». В стране насчитывается 17 тысяч островов, десятки племён, но власть безраздельно принадлежит только «яванскому клану».
Самым конфликтным регионом считается провинция Аче. С конца 1970-х тут действует радикальная партизанская группа «Движение за свободный Аче». Их главный лозунг похож на лозунг сепаратистов многих сырьевых стран: «Из наших нефтяных и газовых доходов Центр оставляет нам только 5%. Мы хотим обратного соотношения – 95% провинции, 5% – Центру». За два десятилетия тут в локальной войне погибло 15 тысяч человек. Наконец, в 2006 году центральное правительство пошло на уступки – оно теперь оставляет в Аче 70% всех нефтегазовых доходов, легализовало «Движение» (оно тут же выиграло местные выборы). Однако радикальная часть партизан продолжает требовать оставлять 95% доходов или вовсе предоставить независимость.
Второй проблемный регион в Индонезии – Западная Папуа (через воды этого острова идут поставки руды и продовольствия из Австралии в Китай). Тут тоже партизанская борьба разворачивалась в борьбе за сырьевые доходы – в провинции находятся крупнейшие золотоносные шахты, а «федеральный центр» забирал себе те же 95% доходов от золотодобычи. В 2006 году правительство также предоставило широкую автономию Западной Папуа, но местные партизаны не хотят останавливаться на этом и требуют независимости.
Ранее независимость получила бывшая индонезийская провинция Восточный Тимор. Не исключено, что при умелой работе извне «оранжевая революция» в Индонезии может привести к параду суверенитетов – потенциально тут может образоваться 15-20 новых государств, а вооружённая борьба сепаратистов – парализовать судоходство в этом регионе.
Малайзия. /С 1950-х годов существует тлеющий конфликт между центральной властью и партизанами-марксистами. В 1980-е новой оппозицией режиму стали исламисты. Также в стране существуют серьёзные межнациональные трения между малайцами и этническими китайцами – им, в частности, принадлежит 75% всего частного бизнеса страны при доле населения в 23%.
Филиппины. Уже десятки лет в провинции Минданао на юге страны продолжается партизанская борьба между исламистами и центральным правительством. В её ходе погибли десятки тысяч человек. Филиппинские власти уверены, что партизан (число боевиков достигает 12-15 тысяч) финансирует Саудовская Аравия.
Также на территории острова действуют организации различной левой направленности – маоистская Коммунистическая партия Филиппин и троцкистская Революционная рабочая партия Минданао, имеющие свои вооруженные формирования. При этом и маоисты, и троцкисты в последние годы перекинули свою партизанскую деятельность на северные территории, населённые католиками.
В идеале правящие кланы Персидского залива мечтают о превращении Индонезии, Малайзии, Брунея, Сингапура, южной части Филиппин, Таиланда и Бирмы в «Новый Азиатский Халифат». «Старый Халифат» включал бы в себя территорию Северной Африки, Персидского залива и Средней Азии. В результате Китай окажется зажат в клещи двумя Халифатами – с запада и юго-востока.
Да, Китай пока нужен Западу в качестве дешёвой сборочной фабрики. Однако сегодня эта дешевизна уже перестаёт удовлетворять «заокеанских хозяев» – зарплаты рабочих в 150 долларов кажутся им слишком накладными. Тем более что в соседнем Вьетнаме (кстати, более комплиментарном Западу – и как бывшей французской колонии, и как стране с 20-процентным католическим населением) за ту же работу полурабы берут 30-50 долларов в месяц. А есть ещё Бангладеш – уже мировая пошивочная фабрика (там шьются 60% джинсов планеты) – где и 20 долларов считаются хорошей зарплатой.
Наконец, Индия – давний союзник Запада, вымуштрованный британцами до состояния служебной собаки. Правда и ненавидящий их так же.
Сбросить Китай с борта мировой истории можно легко. И Запад это прекрасно понимает. Как понимает и другое. Тогда Китаю ничего не останется, как упасть в объятья России. "Русский с китайцем братья навек!" А этого США хотят меньше всего. Потому что во весь рост встает реальная опасность соединения высокотехнологичной Европы, многолюдного Китая со все еще дешевой рабочей силой и огромными сырьевыми запасами России (40% мировых запасов сырья на своей территории и 20% на контролируемых сопредельных).
Связать сетью высокоскоростных железных дорог Китай и Россию с Европой - и о роли мирового жандарма и лидера США придется забыть навсегда, быстро скатившись до вполне логичной роли периферийной державы на далеком континенте. Именно поэтому никакие морские блокады Китаю не грозят. Пока.
Источник - http://mikle1.livejournal.com/1858532.html
Цифры и материалы из http://ru.wikipedia.org/
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.