На ресурсе КМ.Ру вышел материал об интервью министра иностранных дел Лаврова агентству Блумберг. Лавров в очередной раз выразил уверенность в том, что: "...путь разрешения политического кризиса непременно должен быть приемлем для всех ливийцев..."
На ресурсе КМ.Ру вышел материал об интервью министра иностранных дел Лаврова агентству Блумберг. Лавров в очередной раз выразил уверенность в том, что: "...путь разрешения политического кризиса непременно должен быть приемлем для всех ливийцев..."
Звучит в общем-то верно. Однако вдумаемся. В стране произошел мятеж. Мятеж был поддержан внешней интервенцией. Возможно ли в этом случае найти путь, приемлемый для всех ливийцев? В свое время маленький гордый и де-факто суверенный анклав Ичкерия напал на российский Дагестан. Формально это был внутрироссийский конфликт, так как Чечня не была субъектом международного права. Она была мятежной территорией. Возможно ли было искать путь, приемлемый для всех сторон конфликта? Наверное, да. Второй Хасавьюрт. Что последовало бы после него?
В жизни происходят ситуации, которые неразрешимы консенсусом. Падающий авиалайнер не предполагает разворачивания дебатов на борту и принятия взаимоприемлемого решения. Всегда есть точка зрения и человек, берущий на себя ответственность. Он имеет право на ошибку - и тогда все гибнут. Но если такого человека не находится - все гибнут с вероятностью в 100 процентов.
Существует понятие суверенитета, которое выражается формулой - все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Именно этим и обусловлено право любого государства подавлять вооруженные мятежи на своей территории. И оно неоспоримо - в противном случае понятие суверенитет является фикцией. Мы все были свидетелями того, что мятеж в Ливии был фактически подавлен к середине марта. Вмешательство в дела Ливии привело к затягиванию мятежа, его разрастанию и в конечном итоге усилило хаос на ее территории.
В этих условиях искать компромисс невозможно - что и демонстрируют мятежники. Их можно понять - переговоры ведут равные. Они сами по себе не равны правительству Ливии - мятежники могут вести переговоры лишь за спинами западной коалиции. Поэтому говорить о пути, приемлемом для всех ливийцев, невозможно - переговоры могут привести лишь к результатам, приемлемым для ливийцев и Запада - что никак не согласуется с формулой Лаврова.
Именно поэтому наш министр, к сожалению, лукавит. Его предложение нереалистично. Соответственно, вся наша политика в Ливии, основанная на этой формуле, точно так же нереалистична.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.