Очень похоже, что президент Ахмадинежад входит в тяжелое и довольно малопредсказуемое противостояние с аятоллой Хаменеи. Напомню, что Иран при всех атрибутах светского государства - государство именно теократическое. И реальная власть принадлежит малозаметным, но крайне влиятельным аятоллам. Светские власти выполняют текущую работу, а стратегия развития страны целиком и полностью определяется иранскими теократами.
Тем не менее. Недавно Ахмадинежад уволил главу иранской разведки Мослеи. Который был немедленно восстановлен в должности по распоряжению Хаменеи. Ахмадинежад провел ряд протокольных мероприятий и исчез. Прекратил появляться на рабочем месте, посещать парламент, проигнорировал два заседания правительства - и парламент потребовал в прошедшую субботу провести заседание с вопросом о поведении президента. Вчера Ахмадинежад появился на заседании парламента, отказался комментировать свое поведение и вновь исчез.
Незадолго до этого Ахмадинежад был вынужден под давлением Хаменеи отправить в отставку своего человека - очень влиятельного руководителя администрации Рахим-Машайе.
Наконец, как по команде израильские и американские средства массовой информации в последние месяц-два перестали упоминать Ахмадинежада в привычных тонах - наоборот, тон статей о собственно Ахмадинежаде неожиданно становится значительно более нейтральным. Для Израиля это вообще очень нехарактерно. При этом собственно политика Ирана критикуется точно так же.
В принципе, сложно гадать пока о всех перипетиях иранских аппаратных игр - Ахмадинежад крайне влиятельная фигура и просто так даже при остром конфликте с теократами спихнуть его сложно (хотя вполне возможно). Скорее всего, светская власть пытается делать выводы из недавних волнений, за которыми, безусловно стоят США - однако которые имеют определенные объективные причины. Второй вывод светская власть делает из ситуации на Ближнем Востоке, тем более, что монархии Залива последнее время отчетливо проводят акции сплочения, готовясь "дружить против" Ирана.
В общем, пока есть вопросы - но нет ответов. Точнее, ответы довольно расплывчатые. Тем не менее, несомненно, что Иран вынужден пересматривать свою стратегию в свете надвигающейся глобальной катастрофы на всем азиатском континенте. Традиционные стратегические планы, которые могут реализовываться годами и десятилетиями, на сегодня явно резко устарели - и требуется их пересматривать и переосмысливать. Консервативное и ультраконсервативное крыло иранского истеблишмента - теократы - несомненно, будут продолжать настаивать на неизменности курса. Однако, похоже, что Ахмадинежад смотрит на ситуацию несколько иначе.