Таксисты вели себя тоже вполне пристойно ( в данном случае это означает, что они требовали обычные для аэропорта цены) и тоже не важно, почему: осознали трагичность момента или поняли, что в такой ситуации драть два счетчика чревато. Важно, что после жутковатых кадров из взорванного аэропорта в сети не появилось других, тоже неприятных репортажей про залы ожидания аэропорта. Наподобие тех, что мы видели в конце декабря. Государственные и частные структуры, а также отдельные граждане смогли сделать так, что за трагедией не последовало позорища. И это очень важный прецедент.
Дело в том, что, скорее всего, нам придется привыкать к тому, что в любой момент каждый из нас может оказаться неподалеку от места террористической атаки. В возможность государства решить эту проблему быстро и надежно веры нет. Самостоятельно бороться с террористами лучше не стоит. Гораздо полезнее приучить себя все время соблюдать меры безопасности и по возможности убедить в этом окружающих. И еще полезней – добиться того, чтобы жизнь между терактами не превратилась в цепь унижений, формально обусловленных антитеррористическими требованиями, а по сути не имеющих к ним никакого отношения.
Основа безопасности в атмосфере террористической угрозы – недоверие. Нельзя просто так садиться в автобус, не посмотрев внимательно на тех, кто собирается в нем ехать. Нельзя близко подходить к просто так стоящим на улицах чемоданам. Эти и другие правила давно известны. Скоро степень здравомыслия каждого отдельно взятого гражданина можно будет измерять по тому, насколько хорошо он их знает и готов применять.
А вот основа выживания в атмосфере террористической угрозы –готовность к самоорганизации. Желание и способность забыть на некоторое время о личных делах и сиюминутной выгоде, ради помощи пострадавшим. Это касается не только людей, но и частных и государственных структур. Некий зачаточный пример тому мы видели вечером в понедельник в Домодедово – как раз в случае с вывозом граждан из аэропорта. К такому не привыкли. Граждане, искавшие такси, порой шарахались от волонтеров-таксистов, поскольку не представляли, что у нас кто-то что-то может добровольно и бесплатно сделать.
Летом во время лесных пожаров многие люди, сочтя, что государство не справляется со своими обязанностями, стали формировать волонтерские отряды для борьбы с огнем, а также собирать посылки для пострадавших. «Изрядновсепонимающие» пользователи сети Интернет потом страшно забавлялись, подсчитывая долю волонтерских усилий на фоне того, что в итоге (хоть и с запозданием) было сделано государственными структурами. Сравнение было не в пользу волонтеров, впрочем, если сравнить их возможности с ресурсами государства, то разница не так уж и велика. И уж точно подарком судьбы можно считать проявленную способность людей к самоорганизации, готовности действовать самим, а не по команде. Что-то подобное возникает и в случаях, когда жильцы дома узнают, что в их дворе на месте детской площадки предполагается построить еще один жилой дом.
Научившись помогать друг другу при форсмажорных обстоятельствах, закрепив навыки кризисной самоорганизации, люди рано или поздно начнут помогать друг другу ради обычной жизни. Это не может не привести к существенным переменам.