Оказалось – имеет. Комиссия выдала первые результаты своей многолетней работы. У них получилось, что если бы Латвия развивалась самостоятельно, то ее ВВП с 1940-й по 1990-й годы превысил бы "оккупационный!" ВВП на 124 млрд. латов. Это если бы Латвия развивалась темпами Финляндии. Если же мы шли бы вперед со скоростью Дании, то наш ВВП приплюсовал бы аж 178 млрд. латов к советскому оккупационному.
Браво, комиссия! Вы сделали то, на что не отважится ни один историк мира, вы написали историю "в сослагательном наклонении". Что было бы если бы... Но вот вопрос: а почему вы за образец "что было бы" взяли Финляндию и Данию? Почему вы не взяли в качестве модели свою собственную Латвию? Разве последние 18 лет независимого развития – не достаточный срок для экстраполяции?
Финны, скажем, за эти годы построили мировой бренд Nokia, а что сделала Латвия? У нас же был огромный "оккупационный" ВЭФ, у финнов ничего такого не было. Помните, как в начале 90-х случилась тотальная модернизация телекоммуникационных сетей всех балтийских стран? Это же – праздник, заказы на сотни миллионов. Но латвийским правительством (совладельцем Латтелекома) было сделано все, чтобы свой ВЭФ не получил ни одного заказа. Откуда только не возили аппаратуру – от Канады до Израиля. У себя не купили ни винтика. Завод умер. Сделали бы так финны? Они что - идиоты? Так, может быть, нам себя с ними сравнивать некорректно?
Может быть, нам другую модель развития стоит применить? Скажем, Зимбабве? Как раз две недели назад - 18 апреля эта страна отпраздновала 29-летие своей Независимости. 29 лет назад на месте Зимбабве была Родезия, британская колония. Богатейшая была страна – лучшее сельское хозяйство в Африке – пол-континента кормила, лучшее здравоохранение, лучшее образование. Полезные ископаемые добывала, дороги строила, промышленность.
29 лет назад к власти в Родезии пришли аборигены, выгнали колонизаторов и переименовали страну в Зимбабве. Станцевали по этому поводу под барабан, и перво-наперво поделили народ на белых и черных. Белых лишили прав (большинством голосов) и понемногу выдавили из страны. Потом разрушили промышленность: не в менталитете свободного африканца все эти фабрики-заводы! Потом уничтожили сельское хозяйство: зачем закапывать зерна в землю, когда их можно съесть сразу? Далее угробили медицину: зачем она, когда есть шаманы?
Опустили образование: зачем учить физику-математику, когда у нашего народа такие красивые песни?
Месяц назад свободная страна Зимбабве отменила свою валюту. Совсем отменила, напрочь. Поскольку за килограмм денег там уже не давали килограмм хлеба. Сейчас эта страна живет на гуманитарную помощь развитых стран. Причем, 90% этой помощи разворовывается и проедается зимбабвийским чиновничьим аппаратом. Чиновников у них много...
Сослагательная история – палка о двух концах. Если принимать за латвийский путь развития Финляндию – получается красиво. Если Зимбабве - получается не так красиво, но гораздо более похоже. А если сравнить оккупационную историю Латвии со своей же собственной историей эпохи второй Независимости, то финский и датский пути уходят в противоположную сторону и скрываются за горизонтом.
18 лет назад мы имели несколько устаревшую, но вполне дееспособную промышленность, не очень эффективное, но вполне продуктивное сельское хозяйство. Образование было весьма неплохое, особенно по техническим наукам. И главное: наша страна тогда не имела международных долгов! Все долги увезли с собой оккупанты-колонизаторы.
Сейчас мы имеем 30 миллиардов евро долга – по 30 тысяч на каждого трудоспособного – четыре годовых средних зарплаты. Промышленности у нас нет, сельского хозяйства считай – тоже. Ничего из этих 30 миллиардов, так сказать, "инвестиций" мы не употребили на свое развитие. Мы их проели, как в Зимбабве. По принципу: зачем закапывать зерна в землю, когда их можно съесть сразу? А если бы эту модель нашего хозяйствования наложить на 1940-й год? И на ее основе подсчитать наш ВВП? Сколько денег нам придется выплатить оккупантам за наше процветание в годы их оккупации?
Не буду подсчитывать ущерб, нанесённый нашей стране второй Независимостью. Пусть этим теперь занимается наши нынешние колонизаторы – МВФ и Еврокомиссия. Но прямой ущерб от работы Комиссии по подсчёту ущерба от оккупации я могу огласить: каждый год она проедает примерно по 200 тысяч латов. Деньги идут на зарплаты и командировки. В комиссии трудятся 18 штатных сотрудников и привлеченные консультанты.
Есть и косвенный ущерб от работы подобных комиссий, который подсчитать труднее. Но – можно. Эти комиссии в конце концов выполняют только одну действенную функцию: дразнят нашего бывшего оккупанта – Россию. Тут результат их работы просто неоценим.
На прошлой неделе Болгария подписала с Россией протокол о строительстве атомной электростанции в кредит. Это - 3 миллиарда инвестиций! На месте Болгарии могли быть мы! Нам тоже электричества не хватает. Сволочи-оккупанты не успели нам построить АЭС. И ни за что не построят, пока в нашей стране считают ущерб от оккупации. А болгарам – построят, они тоже пострадали от оккупации, но с Россией дружат. Так что можете смело приплюсовать эти 3 миллиарда к ущербу от работы Комиссии по подсчету ущерба. В свете тотального кризиса нашей экономики этим можно пощекотать нервишки.
Нет, кризис это – хорошо! Для нашей страны он просто необходим! Надо же, наконец, приложить мордой об стол все эти "ущербные комиссии", все это ущербное государство с его ущербной политикой, идеологией, историей и национальной фанаберией.
Поздравляю с 29-летием Независимости государство Зимбабве! Мы вас догоним!
Юрий Алексеев, главный редактор газеты "Бизнес& Балтия", шеф-редактор журнала "Бизнес.Lv" Источник: Дельфи