Факты:
Год назад, в августе 2007 г., по заказу Бюро министра народонаселения Эстонии было проведено специальное исследование, которое, с одной стороны, показало, что, несмотря на события во время переноса памятника советским солдатам-освободителям (апрель 2007 г.), межнациональные отношения в стране не ухудшились. Однако треть эстонцев, отвечая на вопросы анкеты-опросника, заявили, что не хотели бы посещать русского врача или работать под русским начальством. Кроме того, 34% эстонцев отнеслись бы негативно к лечению, если бы их врач оказался русским. Почти четверть, или 23%, эстонцев не хотели бы работать в коллективе с русским начальством или вступать в родственные связи с русским через брак. А 17% эстонцев не хотят жить с русскими в одном доме.
Очевидный подтекст публикации можно выразить грубоватой, но очень точной русской поговоркой: «Со свиным рылом в калашном ряду делать нечего». «Калашный ряд» — это Европейский союз, четырехлетним членством в котором Эстония гордится так же самозабвенно, как выходом из-под «ига советской оккупации». Для эстонцев очень важно, чтобы в ЕС, где, помимо решения основных, экономических, вопросов, следят за соблюдением прав человека в странах — членах сообщества, на положение русскоязычного населения смотрели именно ее, эстонскими, глазами. Статья финского журналиста — недвусмысленный посыл своим самоуверенным соседям: может быть, русские на самом деле «не вписываются» в вашу независимую республику, зато они по крайней мере умеют и могут работать лучше вас.
В Эстонии на рабочем месте проводят больше времени, чем в других странах Европы, но при этом производительность труда там ниже, чем где-либо еще, констатирует Сами Лотила. Он без обиняков заявляет: «Эстонцы известны за рубежом как ленивые, небрежные и безынициативные работники, которые справляются с задачами только под наблюдением». Его раздражают и некоторые особенности эстонцев, присущие даже тем, кто ищет работу за рубежом: эстонского мужчину, боящегося душа и парикмахерской, скоро не будут воспринимать всерьез даже на эстонском рынке труда.
Вот тебе и раз! Это те же самые обвинения, которые в Эстонии постоянно слышат представители «не титульной нации»: вы небрежны, безынициативны, не хотите адаптироваться к новым условиям, не желаете полноценно трудиться…
Но разве это их вина? Даже правительство признает, что безработица среди русскоговорящего населения Эстонии, составляющего приблизительно треть от общего населения страны, на порядок выше, чем среди эстонцев. Материальное положение также отстает от положения эстонцев. По данным Департамента статистки, в среднем зарплата русских составляет 70% от зарплаты «коренного населения». Лотила удивляется такому неравенству. По его мнению, хотя зарплаты в стране низкие, даже они слишком велики, так как эстонские работники «редко заслуживают таких денег». При капитализме деньги не растут на деревьях, напоминает эстонцам журналист на 17-м (!) году их независимости и призывает «проснуться, закатать рукава и заняться работой».
Финский эксперт рассказывает о своем наблюдении: в общественном секторе – на государственной и муниципальной службе – рабочие места так же плохо организованы, как в советском колхозе, а руководители являются самоучками и часто занимают не свое место. Он приводит любопытный факт: почти все из немногих эстонцев, которые смогли подняться по карьерной лестнице, работая в Финляндии, являются женщинами, хотя в Эстонии рынок труда часто отвергает независимых женщин с хорошим образованием.
Эстония переживает экономический кризис, и Сами Лотила не стесняется напомнить читателям в этой стране: ей нужна серьезная и ориентированная на экспорт промышленность, которая будет приносить деньги из-за рубежа. Однако, оценивая реальное положение дел, журналист сомневается, что это осуществимо в принципе. «Создать такое предприятие в Эстонии сложно, так как типичный эстонец боится работы на промышленном предприятии так же, как боится службы в армии и феминизма». По его убеждению, «из экономического кризиса Эстонию могут вывести русские, которые не боятся работы на заводе и которых в стране еще много». Этот не используемый на маленьком рынке труда в Эстонии ресурс мог бы принести стране ощутимую пользу. Особенно образованные, прошедшие дополнительное обучение и владеющие иностранными языками русские, которые зачастую «более ориентированы на международные контакты по своему отношению к жизни и даже по внешности», пишет Лотила в своей статье, которая вызвала в Эстонии настоящий шок.