Взгляд Холмогорова на Армению и армянскую проблематику непривычен для армянского читателя, но в целом отражает державную политику России в отношении стратегического союзника, чем и интересен. В интервью, он представляет альтернативное толкование “русскому национализму”, пытаясь представить свои подходы к тому, что творилось на Манежной площади 11 декабря.
Холмогоров раскрывает, в основном, проблему этнических меньшинств Северного Кавказа, к которым государства Закавказья имеют лишь символическое отношение.
- Егор, Вы позиционируете себя как умеренный националист. Что значит быть умеренным националистом в многонациональной стране?
- Сразу внесем два уточнения.
Первое. Я не умеренный националист, я просто русский националист. Просто то, что часто обычно именуется “радикальным национализмом” в России – это не национализм вовсе. Не национализм потому, что радикалы предлагают пожертвовать стратегическими интересами русской нации ради красного словца, ради сиюминутных эмоций и т.д. и даже приблизительно не задумываются о последствиях. Нельзя, на мой взгляд, назвать русским националистом того, кто говорит, к примеру “давайте отделим Кавказ, потому что чурки задолбали”, и забывает, при этом, что таким способом невозможно прекратить агрессию выходцев из северо-кавказских республик, а возможно лишь лишить Россию права на суверенное наведение порядка на этой территории. В России сейчас много таких мелких радикализмов, но все они одинаково несовместимы с русским национализмом как идеей величия и процветания русской нации, защиты как её текущих, так и её долгосрочных интересов. Собственно придерживаться этой точки зрения на эту идею и значит быть русским националистом.
Второе. Я не считаю, что Россия – многонациональная страна. Я считаю, что Россия – страна, в которой живет много разных народов, которые должны уважать друг друга и помогать друг другу. Но великая нация, которая создала и “сплотила навеки” эту страну и это государство – одна. Это русская нация. В Армении тоже живут представители разных народов, есть заселенные меньшинствами этнически однородные деревни и даже местности, права и культура этих меньшинств уважаются. Но я нигде не встречал утверждений, что Армения – многонациональная страна. Теперь умножьте то же самое на российский масштаб и разницы не почувствуется. Да, меньшинств больше, да – районы их компактного проживания – обширней. Но, после прекращения существования Советского Союза, который был действительно многонациональной страной, объединявшей 15 республик, в каждой из которых основной народ притязал на звание нации, Российская Федерация – это мононациональная страна, которая должна уважать как нацию, составляющую большинство граждан – русскую нацию, так и национальные меньшинства. Придерживаться этого принципа, опять же, значит быть русским националистом.
- Еще пару лет назад в российских СМИ был в ходу термин “Лицо Кавказской Национальности”. И вот, мы видим, как освещая последние события, СМИ часто говорят о задержанных, не указывая национальности так, что непонятно кого же задержали – кавказцев или нацистов. С чем это связано?
- Это связано с искусственной политикой толерантности, которая и привела к взрыву межнациональных конфликтов в нашей стране. Я, кстати, категорический противник формулировки “ЛКН”. В своё время её придумали из всё той же лжетолерантности. Для того чтобы скрывать конкретную национальность преступников и террористов – прежде всего выходцев из Чечни. Я категорический сторонник того, чтобы местность рождения и конкретная национальность преступника становились известны.
Если бы сразу и четко фиксировались этнические показатели преступности, если бы мы могли своевременно зафиксировать – какие этнические группы дают наибольший процент тяжких преступлений, мы могли б непредвзято разобраться в причинах – социальных, психологических, культурных и т. д. Могла бы быть налажена нормальная профилактическая работа в определенных этнических группах и диаспорах. И всё это привело бы к снижению уровня преступности и межнациональной напряженности.
Увы, вместо этого происходит совершенно противоположное. СМИ и власти делают вид, что “всё хорошо, прекрасная маркиза”. Национальность преступников замалчивается – хотя жертвы и их близкие её прекрасно знают. Самих преступников, как то было с убийцами Егора Свиридова, отпускают. В результате у русского общества создалось впечатление, что представители определенных национальностей абсолютно безнаказанны, а русские граждане России – беззащитны. Даже представители милиции беззащитны. Вспомним дело милиционеров из московского района Митино, которые попытались разнять драку армян и чеченцев в одном из кафе. Участник драки-чеченец, имевший высокопоставленного родственника в МВД, применил против милиционеров силу, а затем еще и добился их судебного преследования.
- В своем блоге Вы писали “Должностное лицо, … выступающее с осуждением беспорядков на Манежной, при этом не найдя ни слова осуждения для этнобандитизма, никак не оценив того факта, что жизнь русского гражданина России на улицах наших городов не стоит сегодня и копейки, поступает против правды человеческой и Правды Божией”. Неужели виноват только бандитизм с приставкой “этно”?
Существуют разные формы бандитизма. Существует немало и чисто русских организованных преступных группировок. Однако, когда они попадают в поле зрения закона, их ликвидируют не церемонясь, как это было с бандой в станице Кущевская, бандой в Гусе-Хрустальном. И, разумеется, никому не приходит в голову защищать бандитов, ссылаясь на то, что они – русские.
Этнобандитизм опасен именно тем, что в своей иноэтничности он черпает силу для того, чтобы оставаться выше закона и вне суда. Каждый раз, когда представители этнических группировок задерживаются правоохранительными органами у них немедленно находятся крикливые покровители, которые заявляют, что “их преследуют за то, что они другой национальности”. К отделениям, где сидят задержанные “абреки”, съезжается многочисленная родня и начинает посулами и угрозами требовать их освобождения. И очень часто добивается своего.
Другими словами, этнобандитизм представляет для современной России гораздо более серьезную угрозу в силу своей безнаказанности. Именно фактор безнаказанности, повышенной защищенности членов этнических общин, перед нашим неработающим правосудием, провоцирует и этническую неприязнь у молодежи, вроде той, которая вышла на улицы 11 декабря.
Представьте себе чувства молодого человека, который прекрасно знает, что если он совершит правонарушение, то его никто защитить не сможет. Мало того, если по отношению к нему будет проявлен произвол, его никто защитить не сможет. Что защищены только две категории – дети начальников и представители этнических общин. Разумеется, его ненависть будет концентрироваться на этих двух категориях. Причем на второй больше, чем на первой.
- Кто сегодня бьет людей на улицах Москвы?
- Могу назвать поименно. Давайте посмотрим сводки по событиям 15 декабря. Никулинский суд Москвы санкционировал арест пятерых подозреваемых в нападении на милиционеров возле станции метро “Юго-Западная” во время беспорядков 15 декабря – Руслана Магамедова, Курбана Магомедова, Алима Джамиева, Мурада Алиева и Рамидина Курбанмагомедова. Тверской суд Москвы санкционировал арест двух подозреваемых в избиении человека в метро. Под стражу взяты Лоша Турлишвили, уроженец Грузии, зарегистрированный в Твери, и Беслан Долаков, уроженец Ингушетии. 15 декабря на перегоне между станциями “Новослободская” и “Проспект мира” московского метро указанные лица избили гражданина. “По ходатайству следственных органов Следственного комитета по Москве судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу трем подозреваемым в покушении на убийство молодого человека и хулиганстве у станции метро “Парк культуры” 15 декабря этого года – Муслиму Габибову, 1989 г.р. Артуру Ахмедову, 1989 г.р. и Альфреду Абдулкадырову, 1990 г.р.”. Вот они вот и бьют.
- На улицах городов России неспокойно, кто подначивает молодых людей нападать на прохожих? Кому это выгодно?
- Мне самому хотелось бы узнать “Кто?”. Я не знаю. Но могу подсказать, где искать. Несколько лет назад среди студентов московских и российских вузов, выходцев из республик Северного Кавказа и закавказских стран, начала очень активно распространяться идея “кавказского братства” и “кавказского превосходства”. Молодых людей разных религий и этносов начали убеждать, что все они “братья” – осетины и ингуши, грузины и абхазы, армяне и азербайджанцы, что их объединяет одна раса и один принцип “Кавказ – сила! Кто не с нами, тот под нами”. Всех “кавказцев” с точки зрения этой расистской идеологии должны отличать солидарность и общая ненависть к “борщам”, то есть русским.
Именно с того момента, как в умы молодежи начала внедряться эта идеология, как фотографиями на тему “Кавказ – сила” начали пестреть странички Асланов и Махмудов во “ВКонтакте”, а тамошние девочки стали сообщать мальчикам, что не будут их любить, если они не будут бить “борщей”, с тех самых пор бытовое насилие против русских на улицах наших городов перетекло в насилие идеологически мотивированное и агрессивное.
Уверен, что любой беспристрастный европейский или американский суд нашел бы в действиях Аслана Черкесова, хладнокровно расстрелявшего Егора Свиридова в затылок, состав hate-crime. Он убивал именно потому, что чувствовал себя “кавказцем”, а перед ним на земле лежал поверженный “борщ” и его можно было безнаказанно добить.
Помогите мне найти тех, кто внедрил в умы кавказской молодежи эту идеологию. Кто организовал “сбивание” в общие “стаи” чеченцев, кабардинцев, аварцев, осетин, армян, азербайджанцев, грузин. Кто подменил национальное чувство этих ребят агрессивной расистской идеологией. И я скажу вам – кто виновен в нынешних вспышках насилия.
- Как изменилась Россия после 15 декабря? Какие выводы сделали граждане?
- Выводы из событий на Манежной 11 декабря сделаны довольно простые. Русские привыкли жить, надеясь на государство и взыскуя правосудия. Наши законопослушность и государственничество “несмотря ни на что” стали, пожалуй, предметом насмешек всех соседних народов и всего мира. И вдруг оказалось, что никому этого не было нужно. Что как только русские сбиваются в плотную толпу и показывают силу, тут же с нашим мнением начинают считаться и милиция, и власть, и журналисты, и другие народы. Тут же выясняется, что, по большому счету, нас боятся.
Это не очень радостный вывод. Русский человек по своей природе государственник. Я видел, как млели самые закоренелые оппозиционеры, когда 15 декабря милиция и омон четко делали свою работу и задерживали всех правонарушителей. Этот государственнический восторг доходил до того, что радовались задержанию даже “своих”, если их задерживали за очевидную и понятную причину. Вид государственной машины, работающей четко и без сбоев, совершенно завораживает практически любого русского. Лишь бы она работала.
Но увы, нет никаких сомнений в том, что эта машина сейчас будет работать только находясь под жестким прессингом русской толпы. Что без Манежной на Киевской было бы кровавое побоище, в котором безоружных русских расстреливали бы из травматического оружия, а то и из автоматов. Соответственно, в ближайшие месяцы жизнь гражданского общества в России приобретет характер перманентного бунта. Который будет длиться до тех пор, пока система правопорядка и правосудия не станет, наконец, самодвижущейся. Чем скорее это произойдет – тем короче будет бунт. А когда это все-таки случится, то даже самые закоренелые скинхеды откажутся от уличного насилия, от попыток нападений на инородцев. Никакой расовой и национальной ненависти в природе русского человека нет. Понадобилось чрезвычайно много усилий – годы бесправия, террора, лжи, чтобы он начал связывать негативные проявления и, прежде всего, криминал, с этническим фактором.
- Как Вы считаете, кто стоит за провокаторами, которые пытаются вовлечь в конфликт армян?
- Думаю, что главный ответ на этот вопрос я дал выше, говоря об идеологии “кавказского расизма”. Все прекрасно знают, что Россию и Армению связывает союз, армян и русских, – давняя дружба и симпатия, которая обычно разряжается довольно легко даже после недоразумений между русскими и армянской диаспорой. Все прекрасно знают, что русским и армянам вполне достанет цивилизованности, чтобы жить в мире.
Но это крайне невыгодно поджигателям. Они хотели бы, чтобы армянская молодежь маршировала стройными рядами и выкрикивала бы “Кавказ – сила”. Они хотели бы, чтобы армянин оказался не среди товарищей Егора Свиридова, не одним из пострадавших, а напротив – среди убийц. Им нужны ресурсы армян – адвокатов, прокуроров, следователей, милиционеров, чиновников, журналистов, для того, чтобы крепить систему беззаконного “отмазывания” диаспорами преступников и правонарушителей. Для этого в ход идут самые разные провокации, в том числе и довольно сложные – вроде присутствия провокатора с армянской фамилией на Киевской площади в роли “русского националиста”, кидающего зигхайли.
Поддаться или не поддаться на эти провокации — зависит от армянского народа. Лично я верю и в его мудрость, и в его умение и огромный исторический опыт существования в диаспоре. Этот опыт должен подсказать, какая модель отношений будет оптимальна для жизни и процветания народа.
Со своей стороны, должен заверить, что большое число русских националистов относится к армянскому народу с любовью и уважением, поддерживает российско-армянский стратегический союз, готово способствовать искоренению предрассудков нашей молодежи, например – выводу из оборота оскорбительного и кощунственного словечка “хачи”. В свою очередь хочется надеяться и на то, что представители армянской диаспоры окажутся союзниками русских националистов в деле борьбы за простой и понятный всем принцип: “Правосудие для всех”, и не станут компрометировать своего народа участием в игре за безнаказанность диаспор и в проекте “кавказского расизма”.
Panorama.am
http://www.yerkramas.org