За пару недель после путинской речи абсолютное большинство населения Украины узнало о том, что он сказал, при этом не благодаря малодоступным российским телеканалам или интернету, а именно из уст самых наисвидомейших украинских патриотов. Что ни прыщик, и тот открыл свой националистический «гучномовец» и что-то ляпнул, интерпретировал слова «вероятного противника» так, как считал нужным. Браво Путин! Ещё раз браво! Теперь сами украинцы поставили себя перед выбором, на чьей стороне воевали их деды во Второй Мировой войне. Если на стороне Гитлера, то вместо памятников советскому воину-оккупанту, надо ставить памятники воину-освободителю герою Украины Шухевичу. А если на стороне СССР, то памятников Шухевичу быть не может, как двух историй Украины. А ведь именно в этом и заключался основной смысл заявления Путина. Современная Россия не может, и не будет иметь ничего общего с националистической Украиной, с Бандерами и Шухевичами, Ющенками и Тягнибоками. По сути, слова Путина можно рассматривать как ультиматум, который не предусматривает компромисса.
Сегодня, высказывания Путина гораздо интересней рассмотреть, как способ эффективного воздействия на массовое сознание. В продвижении товаров используется похожая технология, которая называется «вирусным маркетингом». Вирусный маркетинг – это общее название различных методов распространения рекламы, характеризующихся увеличением числа охваченной аудитории в прогрессии близкой к геометрической, при котором главным носителем информации являются сами получатели информации и, в конечном итоге, потребители товара. Главное в вирусном маркетинге – творческий подход к визуализации требуемого сообщения. Идеально, если потребитель вообще не будет догадываться о том, что ему продают товар. Материал, сделанный для вирусного маркетинга, зачастую противоречит всем законам рекламы, лишён гламурного блеска, на первый взгляд не отточен и не выверен. Он должен давать повод для многозначных трактовок сюжета и пересудов, содержит в себе элементы юмора. Он сделан для того, чтобы потребителю захотелось поделиться им с окружающими, разослать по тысяче адресов, обсудить в форумах и конференциях. Ролики для вирусного маркетинга не предназначены для национальных телеканалов. Затраты на их производство минимальны. Очень часто мастера вирусной рекламы используют трюк скрытой камеры, которая якобы установлена в помещении, где обычные люди демонстрируют все достоинства товара. Всё делается для создания впечатления, что это не реклама, людям ничего не продают, и последующий выбор товара потребители осуществляют абсолютно добровольно.
Думаю, ещё не выветрился из памяти случай, когда Владимир Путин якобы заявил Джорджу Бушу о том, что «Украина это даже не государство». Говорил Путин подобное или нет, никто точно не скажет. Только резонанс, в связи с его заявлением был огромный, и, спустя непродолжительное время, слова Путина были многократно повторены на интернет-форумах оппонентами украинских националистов.
Кто скажет, что Путин не мастер информационных войн? Отлично сработано! Каждый украинец, который счёл нужным растиражировать и прокомментировать высказывание, оказался в роли добровольного и бесплатного распространителя информации. Если кто-то думает, что «разоблачения» украинских националистов отбили «атаку Путина», то он глубоко заблуждается. Этот удар отбить было невозможно в принципе, поскольку он был направлен в другой сектор, не в сторону всполошившихся свидомых, а в сторону тех, кто таковыми не являются, чьи деды воевали с фашистами и украинскими националистами, которым пока ещё стоят памятники по всей Украине. Националисты не были целевой аудиторией путинского заявления, и он совершенно не собирался их переубеждать. Эту работу должны выполнять многочисленные оппоненты украинствующих в прессе, на телевидении и на банальных интернет – форумах.
Дело в том, что чем больше украинские патриоты будут усердствовать в защите «чести и достоинства» страны, тем большее противодействие им будут оказывать их противники, и тем сильней, в конечном итоге, будут антиукраинские настроения на Украине. Потому что по факту националисты не защищают своё государство от Путина, они нападают на других украинцев, с иной точкой зрения на историю. Даже сторонники украинских левых и пророссийских сил, которые по горячим словам оскорбились на слова премьер-министра России, в дальнейшем забудут о том, что к определённым умозаключениям их подтолкнул именно Путин. Владимира Владимировича вообще нет в этом сугубо украинском споре, он давно вышел из игры, и впоследствии, если сочтёт нужным, расскажет, что на Украине его не правильно поняли или извратили его слова. Но самое главное, во всей этой словесной баталии то, что Путин сказал правду. Именно потому, она вызвала такой общественный резонанс на Украине. Он сказал то, что было не принято говорить, считалось не корректным, но было, и ещё раз было правдой. И про «не государство», и про выигранную Россией без Украины войну. Путин запустил маховик переосмысления места Украины в прошлом, настоящем и будущем.
Всё произошедшее наглядно продемонстрировало насколько изменился мир с момента окончания холодной войны. Никаких «железных занавесов» быть не может, никакие «интернет-глушилки» не способны скрыть неудобную информацию, если кто-то захочет её донести. В открытом мире не существует тем табу, и даже «секретные материалы» WikiLeaks всплывают, если на то есть смысл.
Несколько десятилетий назад мы могли вести разговор о государственной пропаганде, которая может навязывать отличную от общемировых взглядов точку зрения на тот или иной вопрос. В глобализованном мире мы можем говорить об общемировой пропаганде, которой отдельные государства не в состоянии ничего противопоставить. Всё тайное является явным. Можно создать информационный заповедник, но невозможно заставить людей жить в нём. Государственные границы являются абсолютно прозрачными для информации, фильмов, телепрограмм, книг, журналов. Альтернативная история, создаваемая украинскими мифотворцами, может существовать исключительно в рамках школьных программ, но за их пределами она будет конфликтовать с общемировой историей. Выпускники школ и институтов, неизбежно будут соприкасаться с иной трактовкой событий прошлого в открытом информационном мире.
Нельзя спасти то, что уже уничтожено и дискредитировано на многие годы вперёд. Настаивать на глупости – это выпячивать её, привлекать к ней дополнительное внимание, заставлять включаться в процесс обсуждения миллионы людей, как в России, так и на Украине. Мне не раз приходилось наблюдать, с каким восторгом встречаются в информационном пространстве очередные изыскания украинских историков, политиков, экспертов. Это стало игрой, в которой украинцы невольно избрали себе роль шутов. Они плодят глупости, сами того не замечая. Высокомерие, выпячивание своего превосходства по отношению к русским, россиянам, присутствовавшие все годы независимости, и приобретшие огромные масштабы после так называемой «оранжевой революции», возвращаются бумерангом. Где всё это превосходство? В чём оно выражается и чем подкреплено? Где процветающая Украина? Где достижения «независимости» и обещанное европейское благополучие? Никаких подтверждений этому нет, а значит, Украина не имеет шансов выиграть информационную войну.
Украинский псевдопатриотизм не позволяет людям называть вещи своими именами, он плодит ложные теории об Украине и украинской нации. Дальнейшие песнопения о великой Украине, фальсификация истории приведут к ещё большему разочарованию населения в украинском проекте. Неужели не ясно, что в процессе полемики на тему Второй Мировой войны, свидомым оказалось нечего предъявить своим оппонентам? И это только начало информационных атак на Украину. Сегодня спасти Украину может правда или, на худой конец, скорбное молчание.
Недавно мне попался на глаза материал «Крик Украины», опубликованный 30 ноября 2004 года в американской газете «The Boston Globe», в которой автор пересказывает сюжет романа Аскольда Мельничука «Посол мертвых», и который сводится к тому, что «украинский мальчик, живущий в Америке, каждый раз вступает в стычки с учителями, которые говорят ему, что его родины не существует. Когда мальчик начинает возражать, мол, Украина существует, один из учителей говорит: «Покажи ее нам на карте, Алекс». Он подходит к карте, висящей в классе на стене. «Как он ни старался, свою родину на карте найти он не смог», - пишет Мельничук.
В припадке отчаяния Алекс просит, чтобы к нему вернулась его старая «болезнь исчезновения». Это была врожденная болезнь: его кожа постепенно становилась прозрачной, а затем совсем исчезала. Единственным способом для Алекса не исчезнуть полностью, было громко кричать.
Украинцы не один раз становились свидетелями того, как их страна исчезала с карт. А сегодня они сотнями тысяч вышли на улицы, чтобы громко крикнуть: «Мы не исчезнем!»
Весьма показательный выбор сюжета для украинского автора, который отражает суть трагедии украинства, пытающегося доказать своё существование криком, чтобы не исчезнуть. Это действительно «врождённая болезнь исчезновения» свидомых украинцев, которые уже двадцать лет независимости кричат о своём существовании. Они существуют, но их нет в реальном мире. Вся их деятельность сводится к мистификации прошлого, при абсолютном игнорировании настоящего и будущего. Они как призраки, проходящие сквозь стены, неспособны ничего изменить в материальном мире, и борются с такими же призраками своей истории. Что создала Украина за двадцать лет? Где результаты освобождения от «имперского рабства», где расцвет культуры и искусства? Всё, что мы сегодня видим, это как раз наследие «имперского прошлого», которое при всей ненависти националистов к нему, создало украинскую науку, образование и культуру. Но могут ли люди с сознанием призрака что-то создать? Я думаю, что нет. Призрак озабочен только одним: признанием собственного существования. Он требует от внешних сил защиты себя и своей территории, но не может защитить себя сам.
Совсем не странно, что за прошедшие двадцать лет, нам нечего вспомнить хорошего. Толпа украинских политических деятелей растворилась призраками во времени, и трудно сказать, были ли они? Помянуть кого-то добрым словом невозможно, словно не было этих президентов, премьеров, министров, депутатов. Что они сделали? Что они оставили людям? Попробуйте спросить у любого политического деятеля, кто довёл страну до такого упадка? Ответственных нет. Это призраки. Всё разрушило время, само собой. Но восстанавливать придётся всем нам, живым людям, без крика, подтверждающего собственное существование. Потому что мы люди, а не призраки. У нас должен быть конкретный результат нашего труда, и он будет.
N.B. В своё время, Украина имела уникальный шанс начать своё политическое существование с чистого листа. Забрать всё лучшее из своей истории, по сути, присвоить себе все достижения русского, российского, советского периода, а всё неприятное, двусмысленное оставить России и идти в своё светлое будущее. Но такова природа вымышленного проекта, что ему надо быть вымышленным до самого конца. Как человек, совравши однажды, не чувствует стыда за новую ложь, так и украинствующие плодят в геометрической прогрессии ложь, которая в конечном итоге превращает всю Украину в огромный балаган. Кто в этом царстве-государстве шут, а кто король уже невозможно разобраться, да и не нужно.
специально для "Руськой правды"