Вскормленные "демократизацией" и "реформами" продюсеры-режиссёры принялись с бешеным усердием плодить программы, нашедшие в сердцах простого неискушённого зрителя самый широкий отклик.
Основной видимый смысл реалити-шоу довольно прост. Это создание эффекта присутствия в жизни незнакомых людей. Аналог из жизни - подглядывания в замочную скважину к соседу. Только у соседа бывает не так интересно, как в экране телевизора. Чтобы зрителю было особенно интересно, шоу дополняют различными "перчинками": конфликт героев, погоня за наживой, стремление выжить, поглотить соперников и т.д.
Сегодня можно немного утешиться тем, что наши доморощенные постановщики пока ещё не догнали "просвещённый" Запад (но всё ещё впереди, будьте уверены!), о чём пишет в своей статье "Вольные узники или реальная биография "реалити-шоу" Р.Ковальский: "Взглянув на реалити-шоу реально, вы не увидите в них ничего шокирующего, ничего сверхъестественного, ничего экстраординарного. Кроме, конечно, самого непривычного факта "реальности". Но даже и он в конечном итоге до неузнаваемости переиначен - невозможностью вещания в прямом эфире и бесконечными дотошными монтажами. Вот вам очередной показатель, немыслимо отличающий российское "реальное" телевидение от зарубежного. "Там", на родине таких шоу, реалити - прежде всего скандал, взрыв. Конкурсы, которыми пичкали нашего брата с голубых экранов, - лишь жалкое подобие того шокирующего и масштабного действа, которое творится на телевидении западном. В большей части проектов крупнейших американских телеканалов центральной идеей и ведущим мотивом шоу стали унижение, стыд и позор. По мнению американских телемагнатов, именно унижение и прилюдный срам могут максимально заинтересовать и привлечь наибольшую аудиторию. Путем изучения общественного мнения было однозначно установлено, что самые постыдные и оскорбительные действия, к исполнению которых привлекаются (но, заметьте, не принуждаются!) герои реалити-шоу, не только не отталкивают, а, напротив, невероятно разжигают и возбуждают интерес".
Реалити-шоу, как я писал выше, активно используют приём, который называется "эффект присутствия". Суть его в том, что зрителя как бы погружают в реальность, он становится соучастником некоего действа. Ещё один приём называется "как все". Зритель особенно доверяет рекламе или телевизионному персонажу, если он узнаёт в нём себя - простого человека из народа. Есть реалити-шоу, в которых принимают участие известные люди (артисты, певцы, телеведущие), но в основном в программах снимаются рядовые граждане. Многих из них приглашают из глубинок России, тем самым ещё более усиливая эффект "как все".
Родственниками реалити-шоу по праву можно назвать телевизионные сериалы. Помните, как вся страна спешила к экранам, чтобы увидеть очередную серию "Богатые тоже плачут", "Рабыни Изауры" или "Санта-Барбара"? Сейчас сериалы по прежнему популярны, но тогда это было в новинку и затрагивало всё тот же интерес к личной жизни посторонних людей.
Многие из вас оказывались вблизи произошедшей автомобильной аварии. Как ведут себя окружающие люди? Первый тип людей - люди с большой буквы. Они вызывают "скорую", стараются оказать первую медицинскую помощь. Второй тип людей -"зеваки". Эти просто стоят и смотрят, удовлетворяют своё любопытство. Третий тип - безразличные, эти просто едут мимо.
Мне кажется, что среди людей второго типа (зевак) встречается наибольший процент зрителей сериалов и реалити-шоу. Они получают удовольствие не только от созерцания чужой трагедии, но и любовной драмы, борьбы за выживание и т.д. И для них, думаю, не суть важно, происходит ли действо на улице или за стеком экрана телевизора.
Реалити-шоу идут нога в ногу с близким по замыслу типу передач - разговорными шоу (ток-шоу). Разговорные шоу имеют весьма широкий диапазон: от серьёзных политических программ до постановок уровня американца Джерри Спрингера, в передачах которого представители самых низших слоёв общества прилюдно и охотно демонстрируют всю "прелесть" своего падения.
Аналоги передач Спрингера с выяснением сугубо личных отношений, оскорблениями и драками появились и у нас в России.
Особо хочется остановиться на персонажах, которые принимают участие в реалити-шоу. Один человек очень точно охарактеризовал этот тип людей: "в реалити-шоу принимают участие те, кто получает удовольствие от публичного унижения". Лучше не скажешь! У каждого здорового индивида есть принципы, не позволяющие ему даже за приличное вознаграждение поступаться своей моралью и совестью. Это в первую очередь интимность личной жизни. Для здравого человека это сокровенное, за границу которого не разрешается заходить никому, за исключением любимых и близких Выше я писал о том, что реалити-шоу разжигают в людях низменные страсти и инстинкты.
Перечислим некоторые из них.
Жадность. Ради вожделенного приза участники передачи готовы буквально сожрать друг друга, втоптать в грязь, унизить, выкинуть из своего круга. Выживает сильнейший, в том числе подлейший, хитрейший, жаднейший и т.д. Телевидение внушает зрителю, что для выживания хороши практически любые способы.
Нигилизм. Отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п. Нигилизм проявил себя в известном лозунге времён "перестройки" - "разрешено всё, что не запрещено законом". Именно под этим аморальным лозунгом, помимо грабежа страны и народа, на наши головы начали обрушиваться потоки грязи, по какому-то недоразумению именуемые "неформальным искусством", "свободой самовыражения", "прогрессивным творчеством" и т.п.
Хищность. Поглотить соперника всеми возможными способами: подлость, обман, сплетни и интриги. В вышеуказанной статье "Вольные узники или реальная биография "реалити-шоу" автор приводит пример, когда участник американского шоу "За стеклом" (в России уже был показан доморощенный аналог) Джастин Себик в один прекрасный момент накинулся на другого участника с кухонным ножом. Все обошлось без жертв, но с немалыми телесными повреждениями. О хищности и я скажу ниже и более подробно.
Психологический мазохизм. Готовность быть публично втоптанным в грязь и при этом получить удовольствие. Этот мазохизм низводит живые человеческие трагедии (горечь расставания, ревность, безответную любовь и т.п.) до самого низшего уровня. Одна из участниц реалити-шоу в телевизионном репортаже о бывших участниках реалити-шоу призналась, что (дословно) "над нами проводили психологический эксперимент: не подерутся ли, не поедет ли крыша".
Реалити-шоу переросли из обычных телевизионных программ в целую индустрию. Это реклама, издание специальных журналов, выпуск кассет и дисков. Естественно, что в этом бизнесе крутятся громадные денежные средства.
В одном американском фантастическом фильме жителям планеты Земля предлагалось получить услугу от "Фабрики грёз". Любого желающего за скромную плату погружали в фантазии, которые он сам для себя заказывал. Сегодняшнюю индустрию реалити-шоу можно назвать "Фабрикой параллельной реальности". Непосредственно погрузиться в эту реальность дано далеко не каждому, но зато каждый желающий может её созерцать.
Границы параллельной реальности постоянно расширяются. Если раньше это были простые квартиры, в которых помещали подопытных героев, то сегодня их могут забросить даже на необитаемый остров. Воистину безграничная и могущественная империя!
Куда через несколько лет забросят очередных желающих поучаствовать? В космос, под землю, на дно океана? Маньяки, серийные убийцы, садисты и прочие дегенераты получают удовольствие от мучения и смерти своих жертв. Телевизионные маньяки (модные продюсеры, постановщики, режиссёры и т.д.) удовлетворяют свои потребности тем, что организовывают представления, в которых люли являются подопытными животными. Нет, далеко не только жажда наживы движет этими с позволения сказать "людьми", но и желание возвысится, устроить шоу людских страстей, вывернуть наизнанку любые человеческие чувства.
Борис Диденко в свей книге "Этическая антропология" очень точно охарактеризовал процесс превращения людей в быдло посредством так называемого "искусства" (в кавычках!): "И колесо искусства - ярко раскрашенное, звенящее шутовскими бубенчиками, кривоватое, похожее на неудачное приспособление для решения задачи квадратуры круга, это пьянорождённое дитя цивилизации, подталкиваемое гогочущими хищными авторами и функционерами (продюсерами, импрессарио...), стремящимися к славе и обогащению любыми путями, катится в болото произвольных аномальных оформлений. В большинстве случаев это - похабные ревю, бессмыслицы, ужасы.
Всё это создаётся ("творится"... Русский язык, как будто специально для описания подобных "художеств" хищных гоминид имеет дополнительное значение слова "творить" - в смысле "вытворить чёрт-те что", "натворить дел", "учудить", "отчебучить") для продления возможности воздействия на публику. А та, несчастная, быдловатая, привыкая к этим мерзким шоу и пакостным зрелищам, пресыщаясь ими, тем самым повышает свою "художественную толерантность" - устойчивость к потреблению и перевариванию "эстетической дряни". Основная масса населения, в т.ч. телезрителей - простой народ.
Я сейчас не говорю о естественной элите (именно о элите общества, а не о современных "звёздах" экрана, кино и политики, которые по какому-то недоразумению именуются "элитой") - людях духовных, критически и самостоятельно мыслящих, самосовершенствующихся и т.д. И не говорю о люмпенах - самых низших слоях человеческого сообщества (пьяницы, наркоманы, бездельники, преступники и т.п.). Простой народ подвержен воздействию самого широкого спектра манипуляций: от предвыборных агитаций до рекламного прессинга. Более того, на манипуляции общественным сознанием строится вся система так называемой "демократии", ибо при этой системе большинство полагает, что делает свой выбор сознательно и независимо. А это есть самая большая иллюзия, на которой стоит любой режим, где больше всего кричат о "демократических ценностях".
Кроме воздействия манипуляторов самых различных уровней, народ испытывает воздействие телевизионных маньяков, о которых я сказал выше. В результате происходит "охищение" народа, то есть приобщение к нормам поведения нелюдей. Из-за невозможности основной массы населения (и не только в России!) критически мыслить и развивать в себе способность отсеивать информационный хлам, происходит втягивание народа в сферы интересов телевизионных, газетных и иных "деятелей". А если у последних развязаны руки (благодаря так называемой "свободе слова и информации"), то мы получаем горы самой отвратительной бумажной и телевизионной продукции. Уверен, что если завтра начнут транслировать прямой репортаж из общественного туалета или раздевалки (вполне возможно, что уже начали), рейтинг такой передачи будет постоянно высоким!
Означает ли это, что народ изначально порочен и лишён каких-либо внутренних сдерживающих тормозов? Отнюдь! Это говорит лишь о лёгкости скатывания вниз и трудности поднятия наверх. Мне могут возразить, что реалити-шоу всего лишь удовлетворяют естественные потребности толпы, следуют за её желаниями - "если вы хотите уничтожения этого вида программ, то пусть люди сначала повысят свой культурный уровень, после чего популярность реалити-шоу сойдёт на нет". Чтобы культурные уровень повысился, телевизионные передачи должны быть на несколько пунктов выше, чем средний уровень культурных и развлекательных потребностей населения.
Программы не должны способствовать скатыванию вниз, но должны постоянно вести вверх. Призвание культуры состоит не только в том, чтобы "консервировать" великие и неповторимые достижения прошлого, но и "подтягивать" вверх уровень духовных потребностей населения. Если это будет так, а не иначе, то мы получим хоть и медленно, но всё же растущий уровень культуры. Но до тех пор, пока мы будем созерцать на экранах компанию всевозможных телевизионных вредителей и их "нетленные" творения, светлые времена возрождения общественной нравственности не настанут.
В обществе, которое желает сохранить традиционные и здравые нормы общественной жизни просто необходима цензура и художественные советы. Кто должен определять, что является допустимым для показа, а что нет? У нас в стране пока ещё есть достойные, но низкооплачиваемые и забытые люди, которым с полной уверенностью можно поручить надзор за тем, чтобы телевизионные, газетные и иные похабники (их ещё именуют "бомондом" или "звёздными тусовками") знали своё место и не смели тянуть свои хищные ручонки к разрушению традиционной общественной нравственности, морали и совести.
Мне могут припомнить, что система цензуры, существовавшая в СССР, привела к излишней идеологизации, в том числе закрыла доступ к лучшим мировым достижениям современной культуры. Да, ошибки и перегибы существовали. Но идеология и запреты ушли в прошлое, зато лучшие образцы отечественного массового искусства остались. Именно того искусства, которое испытывало цензуру, столь ненавистную современным безголосым и бесстыдным "звёздам". До сих пор популярны кинофильмы и песни прошлых лет. Прекрасные актёры, незабываемые сценарии, сильные голоса, прекрасные песенные стихи…
А что нынешнее поколение оставит в наследство своим потомкам? Тысячи километров плёнки с записями реалити-шоу, вечных сериалов и бездарных песен в исполнении безголосых "певцов"?
Психолог С.Ю.Ключников в своей книге "Мастер жизни" даёт такой совет относительно нашей темы: "Относитесь к телеинформации как к концентрированной иллюзии, которая порой бывает очень ядовита и которая нередко относится к реальной жизни с ее проблемами и трагедиями примерно так же, как пятая бледная машинописная копия к первому четкому экземпляру".
В заключение и хочу посоветовать читателям учиться отсеивать информационный и развлекательный хлам, который льётся мутным и незатухающим потоком с экранов телевизоров, газет и журналов. Анализировать смысл показа той или иной передачи (в том числе развлекательной!), искать истинные замыслы их создателей, распознавать методы воздействия. Думающий и анализирующий информацию человек никогда не станет послушной пешкой в руках умелых манипуляторов. Более того, такой человек никогда не станет "овощем", потребности которого ограничены диваном, пивом и телевизором.
Оставайтесь людьми!
Александр Белояр, Forum.msk.ru