В том числе – расположенная на юге Молдавии Гагаузская автономия, всегда тяготевшая к России. Гимпу пообещал наказать всех, кто проигнорировал его распоряжение выражать скоробь по поводу событий 70-летней давности, которые исполняющий обязанности президента искренне считает «оккупацией».
В связи с этим указом, в особенно неловком положении оказался демократ Мариан Лупу. Именно его позиция вызывает наибольшее число вопросов. Дело в том, что бывший коммунист Мариан Лупу позиционирует свою партию как умеренную, центристскую, социал-демократическую. Немаловажный пункт программы возглавляемой Лупу ДПМ – ее пророссийская направленность. Не так давно она даже заключила договор о сотрудничестве с «Единой Россией».
Интересно, что Лупу, и остальные лидеры партий правящего в Молдавии альянса – премьер-министр Владимир Филат и вице-председатель парламента Серафим Урекян утверждали, что объявляя день «советской оккупации», Гимпу принял единоличное решение, не посоветовавшись с ними. Однако, сам и.о. президента не стал заботиться о том, какими глазами посмотрят на его партнеров по коалиции в Москве и «слил» информацию, что его указ был обсужден внутри альянса и получил одобрение союзников. Значит, получается, Лупу об указе знал заранее, но ничего не предпринял, чтобы его остановить. Он почел за благо отсутствовать в Кишиневе в день оглашения Михаем Гимпу своего скандального указа. Для «пророссийского» политика – странная позиция.
И все это могло бы остаться очередной молдавской загадкой, когда бы ни выяснилось случайно, что консультирует лидера Демократической партии Молдавии группа политтехнологов из… Нижнего Новгорода.
Один из активистов Демократической партии, пожелавший остаться неназванным, напрямую связывает дипломатический провал своего партийного начальника Мариана Лупу на российском направлении с тем, что «ушлым нижегородцам» удалось «задурить ему голову».
Выяснилось, что главный молдавский демократ, прекрасно зная о готовящемся указе Гимпу, пытался воспользоваться им в свою пользу. Нижегородские пиарщики убедили его в том, что он сможет выйти из этой истории победителем. Побеждать глава Демпартии вознамерился своего основного конкурента по будущим президентским выборам и по борьбе за симпатии Москвы – динамичного прагматика, одного из самых многообещающих кишиневских политиков, премьер-министра и лидера Либерально-демократической партии Молдавии Владимира Филата.
Логика, предложенная политтехнологами была предельно простой. Гимпу выпускает указ о дне «советской оккупации», Лупу прибывает на родину из загранкомандировки, громко возмущается, осуждает его – и все, путь в Кремль открыт. Кроме того, сознательно провоцируя жесткие ответные действия Москвы, в том числе – неизбежные в этом случае экономические санкции, Мариан Лупу планировал, что называется, перевести стрелки на правительство, а точнее – на премьера Филата. Запрет на поставки молдавских вин, последовавший сразу же после обнародования указа, призыв мэра Москвы Юрия Лужкова бойкотировать молдавские товары на территории России, неизбежные проблемы, ждущие молдавских гастарбайтеров в Москве, входили в план, предложенный Мариану Лупу нижегородскими специалистами. Расчет был прост: правительство Филата несет финансовые убытки, а сам премьер теряет политические очки, Лупу на белом коне направляется в Москву «разруливать» проблемы, укрепляя пророссийский имидж, повышая свои ставки в глазах избирателей. Однако, схема, хоть примитивная, но неоднократно и с успехом обкатанная на российских просторах, в условиях Молдавии не сработала.
Прежде всего потому, что гости из Нижнего Новгорода не удосужились погрузиться в местную специфику. Они не ожидали, что указ Гимпу вызовет столь бурную реакцию в молдавском обществе. Указ Гимпу задел молдаван за живое. Ведь закрепление на официальном уровне факта «советской оккупации» автоматически поставило под сомнение право Молдавии на государственность. Если в 1940-м это была «оккупация», а не «освобождение», то «оккупировал» СССР не Молдавию, а Королевскую Румынию, в состав которой тогда входила Бессарабия. Стало быть, своим указом Михай Гимпу отказал независимой и суверенной Молдавии в ее нынешних границах в историческом праве на существование. Вопрос о границах – еще одна проблема, связанная со скандальным указом: Приднестровье, на территории которого располагалась автономная Молдавская советская республика в составе Украины, стала частью МССР как раз после «освобождения» 40-го. А, раз это была «оккупация», как утверждает нынешняя кишиневская власть, значит, у мятежного Приднестровья наконец появились основания для самоопределения.
Не учли нижегородцы вместе с Марианом Лупу и всех международных последствий указа Гимпу: его практическая реализация может стать серьезнейшим источником дестабилизации в регионе. Если украинскую Северную Буковину, входившую до 1940 года в состав Румынии, также считать «оккупированной территорией», это обозначает, что Бухарест теоретически может на нее претендовать. И тогда свои территориальные претензии к Румынии могут предъявить Болгария и Венгрия… А чем заканчиваются подобные споры на Балканах, показал относительно недавний трагичный опыт Югославии.
Ну, и, наконец, по всей вероятности, политтехнологи, работающие на Демпартию Молдавии, не смогли просчитать реакцию вчерашних однопартийцев Мариана Лупу – коммунистов, которые предложили демократам не просто осудить указ, но и снять с высокой государственной должности человека, который его издал. На это у Лупу и его партии не хватило то ли голосов, то ли духу, то ли – и того, и другого. Это не принесло ему политических очков, как не нанесло урона его главному политическому противнику Филату.
Агентство национальных новостей