Главный герой и главная жертва сербского "майдана" — трактор. Десятки фермерских машин ворвались в гущу событий на неспешной тракторной скорости и предотвратили кровопролитие.
Главный герой и главная жертва сербского "майдана" — трактор. Десятки фермерских машин ворвались в гущу событий на неспешной тракторной скорости и предотвратили кровопролитие.
В эти дни сербы митингуют против своего президента Александра Вучича, а главной движущей силой уличного бунта стали студенты. В Белград со всей страны они добирались пешком: это и бойкот транспортной системы, и протест против недофинансирования вузов, и сеанс единения с народом, и юношеская дурь — все сразу. Вдоль дороги студентам накрывали "поляны" — каймак, чевапчичи, домашнее варенье. Кто плохо кушает, тот расстраивает бабушек.
Вот так, от стола к столу, в "день Д" в столице Сербии собралось не менее ста тысяч протестующих, исходя из оценки властей, а оппозиция свою оценку задирает до миллиона. Это не кажется реалистичным, но людей на площади Славия, у парламента и окрестностей, включая мост через Саву, столпилось небывало много. Они были сыты, энергичны, злы, и все это грозило закончиться побоищем, потому что рядом проходила другая акция — бессрочный протест против протеста с палаточным городком. Такие городки после событий в Киеве зимой 2013-2014 годов ассоциируются с оппозицией, но в сербских палатках сидят студенты-лоялисты, которых оппозиция презирает. Лоялисты требуют возобновить занятия в вузах, то есть прекратить каникулы, взятые однокашниками и препсоставом для борьбы с Вучичем.
С этими зубрилами поступили бы так же, как поступают школьные хулиганы, когда зубрилы жалуются завучу. Потом в ситуацию вмешались бы силовики, начались бы уличные бои, Ходынка, гражданская война — все что угодно, потому что дело происходит на Балканах, но святой Савва послал в тот день сербам тракторы.
Появление в Белграде сельскохозяйственных колонн журналисты восприняли как намек на "бульдозерную революцию", которая четверть века назад снесла президента Слободана Милошевича. Протестующие тоже увидели в "трактористах" союзников — простых фермеров, которые приехали свергать власть по последней парижской моде и будут заваливать правительственные учреждения гнилыми яблоками. Такие революционные фермеры в Белград действительно приехали. Но были и те, кто играл за другую команду.
Тракторы лоялистов окружили лагерь зубрил, создав защитное кольцо. Это была переброска сельскохозяйственных войск в тыл противника. Операция прикрытия, совершенная под прикрытием.
В "день Д" все металлические участники марш-броска пали: протестующие выместили на них свою злость. В специальном обращении к нации президент Вучич свершил по тракторам тризну, подчеркнув, что, благодаря технике простых сербских фермеров, удалось сохранить стабильность и мир.
Полиция задержала всего два десятка человек, и президент особо поблагодарил стражей порядка за сдержанность и за то, что ни разу не применили дубинки. При этом Вучич пообещал провести проверку жалоб на применение ультразвукового оружия вместе с американской ФБР и российской ФСБ. На слух это все какой-то сюрреализм, но на самом деле — политика.
"Когда все кончается безуспешно, приходится врать, и они придумали историю со звуковой пушкой. То же самое делали на Майдане, помните обвинения в том, что Янукович привел снайперов, которые стреляли в людей? Так и здесь говорят: Вучич стрелял в свой народ. Нет пострадавших, ничего не произошло, но нужно выдумывать. Выдумали еще одну наглую ложь, думая, что так разрушите Сербию", — объяснил ситуацию президент.
Если бы происходящее в Сербии нужно было объяснить одним словом, понятным и сербам, и русским, и жителям государств — членов НАТО, то это слово "Кустурица". Но далеко не все фильмы Эмира Кустурицы заканчиваются хэппи-эндом. В Сербии хэппи-энд тоже промежуточный: дальше будет хуже. Это видно по настрою улиц.
У президента Вучича строго оптимистичный взгляд на будущее: майдан не пройдет, "Сербия победит". В ближайшую пятницу состоится "самый большой в истории страны митинг" (так обещано) пропрезидентских сил с образованием нового политического движения. В июне — внеочередные выборы в парламент. Это выглядит как щедрая уступка оппозиции, но подобным образом Вучич не раз обыгрывал своих противников.
Поэтому противник по этим правилам играть не хочет и просто раскачивает лодку, чтобы из нее выпал капитан, то есть Вучич.
Следующий "день Д", скорее всего, состоится 15 апреля, потому что 15 — сакрализированное для участников протеста число. Из-за обрушения козырька на вокзале города Нови-Сад в ноябре 2024 года погибли 15 человек — с тех самых пор страна шумит и никак не может успокоиться.
Кто-то из шумящих выступает за Россию, но против Вучича, кто-то за Евросоюз — и тоже против Вучича. Много таких, кто и за Россию, и за Вучича, — они в "день Д" на митинг не пошли. А есть такие, кто против России, но за Вучича, — они представлены в сербском правительстве.
Причина трагедии в Нови-Сади объединила недовольных своей банальностью: тут сэкономили, там своровали, продавили скандальный проект реконструкции вокзала. Власть вину признала, прервав карьеру десяткам чиновников, включая мэра Нови-Сада, министра строительства и главу правительства — кто-то теперь в отставке, кто-то уже под следствием. Но восставшей части Сербии, будь то студенты или фермеры, нужна отставка первого лица, а на меньшее они не согласны.
Из-за границы Вучича иногда упрекают в желании задобрить тех, кого задобрить невозможно, хотя он мог бы поступить, как поступил белорусский президент Александр Лукашенко. Но это разные политические традиции: Лукашенко поступил по-лукашенковски и по-белорусски, как от него и ждали, а Вучич вел себя как Вучич — и как это принято в Сербии.
Сербия — не Белоруссия, но это и не Запад. В США и во Франции протестующие разносят города и грабят магазины, а полиция отвечает им ультранасилием, но сербы насилия переели в своих особо лихих девяностых. С тех пор власть и улица как будто боятся поссориться по-настоящему и расколоть народ по живому. Как следствие, противостояние в Белграде скорее напоминает фестиваль, чем революцию. Но с каждым новым заходом от фестиваля там все меньше, а от революции все больше
Если 15 апреля очередной фестиваль превратится в побоище, Вучича обвинят в преступлениях против человечности и откроют против него дипломатический фронт. В том числе поэтому президент так благодарил полицейских за то, что сдержались и не среагировали на провокации. Он знает, что каждый удар дубинкой пропишут в его личном деле, после чего объявят тираном и скажут всем орудиям "пли!". За этим сценарием будет стоять конкретная фигура, но фигура не американская, поскольку администрация Дональда Трампа по сути поддержала Вучича.
Кто же хочет превратить сербский фестиваль в батальную сцену? Кто чиркает спичками в пороховом погребе Европы?
"А ну, малыш, давай, попробуй, отгадай!" — призывает детский хит, между прочим, про трактор. Урсула фон дер Ляйен — и нечего тут гадать.
Работа электрик в москве elektro-santehmontazh.ru |
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.