По данным "Страны", речь идет о представителе одного из так называемых добровольных подразделений содействия правоохранительным органам – на украинском языке "Підрозділ сприяння правоохоронним органам" (ПСПО).
И это далеко не первый скандал, в котором замешены ПСПО. "Страна" рассказывает, как действуют и на чём зарабатывают "добровольные помощники" силовых структур.
Первые добровольческие отряды помощи полиции появились буквально на следующий день после начала полномасштабного вторжения в Украину. Формально деятельность добровольческих отрядов регулируется Законом об участии граждан в охране общественного порядка.
Основной и главной функцией членов подобных формирований было совместное с полицией патрулирование улиц. При этом разрешалось носить гражданское огнестрельное оружие. Так и происходило первые два-три месяца.
Однако затем разнородное добровольческое движение стало превращаться в полуофициальные подразделения помощи полиции, бравшие на себя все больше функций, в том числе и те, которые штатные полицейские не особо стремились выполнять.
Речь идёт, в том числе, и о содействии в мобилизации ТЦК.
Конечно, не бескорыстно – уже к концу 2022 года стало ясно, что мобилизация в Украине стала превращаться в курицу, несущую огромные золотые яйца.
На этой волне к теме, обещающей участие в мощных финансовых потоках, подключились украинские охранные фирмы. А также просто обычные аферисты и мошенники.
Чтоб влиться в заманчивый процесс "помощи полиции и ТЦК", достаточно было зарегистрировать гражданскую организацию "добровольного формирования содействия правоохранительным органам", набрать десяток-другой крепких мужчин, одеть в форму, напоминающую полицейскую или военную. И заручиться поддержкой в местной полиции или в военкомате. К слову, с 2022 года в Украине в разных городах зарегистрировано несколько сотен ГО "подразделений содействию правоохранительным органам" – данные об этом есть в открытом доступе.
Естественно, что никаких зарплат члены таких организаций не получают.
Зато у "ПСПО-шников" есть масса других бонусов. Например, членов ПСПО не мобилизуют.
Так как именно добровольцы в основном выполняют самые скандальные действия – на многих видео с насильственной "бусификацией" фигурируют именно члены ПСПО. Чаще всего именно добровольцы бьют задержанных, бьют стекла в авто, пробивают колеса (большой скандал был с их участием во время драки сотрудников "Скорой помощи" и военкомов в Одессе).
Также члены добровольческих отрядов взяли на себя функции посредников при передаче взяток сотрудникам ТЦК и СП.
При "бусификации" есть негласные таксы, которые незначительно отличаются в разных регионах. Например, из буса ТЦК и СП можно уйти прямо на месте задержания за 500-1000 долларов – для этого задержанному для мобилизации мужчине дается право на "звонок в семью", чтобы принесли деньги. Деньги при таком варианте получает член добровольческого формирования, затем передаёт сотруднику ТЦК, оставляя себе "долю малую" в виде 10% от взятки.
Используют их и в качестве посредников, и при передаче более существенных взяток – например, за право уйти из самого ТЦК ещё до прохождения ВВК. При попадании "бусифицированного" в ТЦК сумма за право уйти увеличивается – от 1500 до 2000 тысяч долларов. Возле любого ТЦК всегда крутится двое – трое "решал" из числа членов ПСПО, которые могут "договориться".
Процент их доли от взятки такой же – около 10%. Стоит отметить, что это разовые взятки, гарантий от повторной "бусификации" нет никаких.
Ещё один способ заработка членов ПСПО – это дань со знакомых таксистов. Таксист, желающий работать в комендантский час, покупает у руководства ПСПО за полторы-две тысячи долларов удостоверение этой организации.
Формально такой таксист теперь "дежурит" по ночам и получает право передвигаться на своём автомобиле, даже с посторонними пассажирами.
Количество желающих заниматься частным извозом по ночам по максимальным расценкам за проезд стало решающим моментом – десятки таксистов в городах и даже посёлках начали приобретать корочки "добровольных помощников".
Также возможностью работать по ночам заинтересовались сутенёры, доставляющие платежеспособным клиентам проституток в любое время суток.
В этом случае доля от взятки по умолчанию передаётся руководству местной полиции, Но если деньги от подобных продаж удостоверений таксистам вдруг перестают поступать полицейскому начальству, "неплатежеспособное" ПСПО просто вычёркивают из списка "друзей полиции". А удостоверения такого формированию начинают изымать у ночных таксистов и сутенёров.
На фоне таких широких перспектив заработка уже в середине 2023 года только в одной Одесской области действовало более двухсот подразделений содействия правоохранителям – ПСПО. В самой Одессе работало более двадцати добровольческих формирований.
Столь жирный финансовый поток – речь идёт о сотнях тысяч долларов в месяц в крупных городах вроде Одессы – недавно стал поводом для конфликтов между охранными фирмами, выступающими в качестве помощников полиции, и гражданскими организациями ПСПО. Они устроили настоящую войну с налётами на отнимающих хлеб офисы добровольных формирований. В Одессе дело дошло до инцидентов на блокпостах по ночам – добровольцы с дружественной крышей районных ТЦК и райотделов полиции приезжали на пункт, где дежурили конкуренты и… раздавали повестки.
Кроме того, конфликт вокруг раздела жирного коррупционного пирога отразился в виде задержаний на продаже удостоверений ПСПО (что и произошло на днях в Одессе).
Размах коррупции и количество скандалов вокруг добровольческих формирований содействия правоохранительным органам заставили МВД сократить их число – за последние пару месяцев многим ПСПО официально отказано в праве "помогать" полиции.
А сама схема выдачи удостоверения ПСПО – добровольческого формирования – в 2024 году стала фактически обычным разводом. Если в 2022-23 годах такое удостоверение худо-бедно защищало от мобилизации, то после введения нового закона о мобилизации и приложения "Резерв+" эта "корочка", по сути, превратилась в филькину грамоту, дающую в теории лишь какие-то бонусы в виде обещанного "свободного перемещения в комендантский час". И вряд ли она сможет защитить своего обладателя от мобилизации.