Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Мимоходом

Битва за усадьбу. В Киеве новый старый скандал вокруг дома Терещенко

Источник: vesti.ua

19 июля Верховный суд перенес слушание дела об усадьбе Терещенко в Киеве, оставив стороны спора и наблюдателей в недоумении – что же будет с историческим зданием?

Страсти подогреваются и кадровой интригой в профильном департаменте КГГА, а также ожиданиями, что вердикт ВС навсегда изменит исторический центр столицы. Почему – разбирались Vesti.ua. 

“Нехорошая” усадьба в хорошем месте

Угловое старинное здание на пересечении бульвара Тараса Шевченко и улицы Михаила Коцюбинского известно почти всем киевским экскурсоводам – усадьба сына известного сахарозаводчика и мецената Николая Терещенко, Ивана. Она построена в стиле неоготика и особо примечательна необычными архитектурными решениями. Но столичным гидам, скорее всего, придется вносить изменения в свои программы – сейчас особняк под угрозой исчезновения. 

Здание для Киева действительно знаковое. До революции 1917 года тут хранилась коллекция рисунков и полотен известных художников, которую собирал Иван Терещенко, например, Михаила Врубеля, Павла Федорова, Василия Верещагина. В 1917 году особняк был реквизирован Центральной Радой для Генерального секретариата путей сообщения. В 1918 году в ходе боев за Киев большая часть коллекции была уничтожена, но дом уцелел. В советский период в здании были и квартиры, и конторы. 

На данный момент здание находится в аварийном состоянии. Но реставрационные работы, на которые киевская власть дала согласие, могут окончательно стереть его с лица земли. Этого опасаются общественные активисты. 

Между нефтью и мукой

Усадьба Терещенко значится в Реестре памятников культурного наследия Киева. Со временем здание пришло в негодность, денег на его реставрацию в столичном бюджете не нашлось. Поэтому городские власти в 2004 году объявили конкурс и по его итогам заключили соглашение с “Укрнафтой” и коммунальным предприятием “Дирекция реставрационных и восстановительных работ” (КП “ДРВР”). По условиям соглашения, “Укрнафта” обязалась отреставрировать особняк в обмен на право частной собственности на площади сверх оговоренных в договоре. Вместо этого коммерческая структура в 2008 году отступила от своих прав на реставрацию в пользу ЧАО “Центрэлеватормлинбуд”, с которым городские власти перезаключили соглашение. Важно то, что ЧАО “Центрэлеватормлинбуд” (ЧАО “ЦЭМБ”) не участвовало в конкурсе – сейчас это один из веских аргументов в споре. Другой аргумент – новый инвестор получал право выкупить объект в собственность, что якобы и сделал. 

Наследник рода

В 2013-2014 годах в Украину из Франции приехал потомок рода Терещенко – Мишель. Он выиграл выборы на пост мэра города Глухова. Его супруга Елена – столичная общественная активистка, лидер “Киевского вече”. Оба они не остались равнодушны к особняку Терещенко, который к тому времени уже был в аварийном состоянии, требуя вернуть памятник архитектуры в собственность Киева и киевлян.

Далее последовала странная пауза – никто не начинал никаких работ в усадьбе Терещенко. Сторонники реставрации утверждают – благодаря активистам суд запретил работы до рассмотрения дела по сути, сама Елена Терещенко опровергает это. В 2021 году столичная прокуратура обратилась в суд, настаивая на никчемности инвестиционного договора КГГА с ЧАО “ЦЭМБ”. 

Новое обострение

В 2021 году в КГГА, вроде бы, согласовали проект реставрации усадьбы Терещенко с максимальной сохранностью всех ценных элементов, но против выступили, опять же, столичные активисты во главе с Еленой Терещенко. Об этом рассказал член Координационного совета по вопросам охраны архитектурного наследия при КГГА Михаил Кальницкий. По его мнению, проект реставрации был вполне приемлемым: “Предусмотрено приспособление чердака в нынешнем объеме для офисного помещения – такого себе офиса-мансарды. То же касается и флигелей. Причем в особняке этот ярус не получает никаких дополнительных прорезей, вынесенных на фасад, – ни с улицы, ни со двора”. Однако он не отрицает, что в проекте есть двухэтажная пристройка (то есть новое сооружение), которая не повредит внешнему виду усадьбы Терещенко. 

Елена Терещенко считает, что повредит: “Департамент охраны культурного наследия (КГГА) в марте 2020 года согласовал проект (реконструкции) перестройки, в результате которой эта жемчужина архитектуры работы Краузе полностью потеряет свою аутентичность”.

Общественники против общественников

И сейчас спор вокруг здания достиг кульминации – 19 июля состоялось заседание Большой палаты Верховного суда, но решения не вынесла, был объявлен перерыв. Когда возобновится рассмотрение дела, неизвестно. 

Тем временем разгорается жесткая дискуссия между Еленой Терещенко и главой киевской организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры (УООПИК) Анатолием Фроловым. Они активно обмениваются эмоциями в соцсетях, в частности в Facebook. По версии Елены Терещенко, УООПИК за вознаграждение от ЧАО “ЦЭМБ” на собрании признало, что инвестиционный проект ЧАО по усадьбе Терещенко совпадает с инвестиционным решением и направлен на сохранение памятника архитектуры. В ответ Анатолий Фролов выложил фото протокола, где сказано о ряде рекомендаций для ЦЭМБ. И пояснил: “Одно нарушение непреодолимой силы, три, которые решаются со временем (о проекте реставрации). Заказчик согласился все исправить и, более того, сказал, что для контроля при строительстве возьмет специалиста из УООПИК“. 

Судебная пауза

Пикантность ситуации в том, что как и Елена Терещенко представляет общественную организацию, так и УООПИК является общественной организацией. Поэтому дискуссии между ними воспринимаются как “между собой”, а КГГА от публичных комментариев по данному вопросу воздерживается. 

Мишель Терещенко надеется на вердикт Верховного суда. И вот почему – по его словам, “от данного решения будет зависеть дальнейшая судьба всех объектов культурного наследия (а их десятки тысяч!), украденных по типовым схемам из государственной или коммунальной собственности! …Все другие суды в вынесении подобных решений будут руководствоваться исключительно решением Большой палаты (Верховного суда)”

В том числе и по делу дворца Терещенко в селе Червоное (Житомирская область) “Фонд  наследия Терещенко” (“Фонд спадщини Терещенків”) судится с УПЦ (по данным Елены Терещенко), чтобы и это здание вернуть государству. По словам Елены Терещенко, дворец также является жемчужиной, аналогов которой нет во всем мире, и на данный момент находится в заброшенном состоянии.

Много шума – и ничего? 

Возможно, Верховный суд вынес бы вердикт и 19 июля, если бы не шумиха вокруг усадьбы Терещенко. Управляющий партнер аналитического центра “Национальная антикризисная группа” Тарас Загородний расценил активность Елены Терещенко (митинги, посты в соцсетях, в том числе с указанием фамилий судей) как попытку давления на суд. В ответ Елена Терещенко обвинила его в манипуляциях в пользу ЧАО “ЦЭМБ”. 

Но ситуация деликатная. Эксперты-правоведы, опрошенные Vesti.ua, отказались прогнозировать вердикт Верховного суда. В то же время заместитель главы адвокатского объединения "АЛИБИ" Алексей Бебель обратил внимание на то, что если семья Терещенко таким образом хочет вернуть собственность своего рода, сделать это практически невозможно. “К огромному сожалению, в Украине не было закона о реституции, поэтому наследники реально ограбленных большевистским режимом в разное время владельцев как земли, так и недвижимости ничего не получили обратно”, – говорит Алексей Бебель.

Возможно, супруги Терещенко надеются на инвестиции в реставрацию зданий. По некоторым данным, это возможно, учитывая узнаваемость усадьбы Терещенко за пределами Украины. 

Поэтому не исключено, что супруги сумеют вернуть себе родовое гнездо. Как рассказал Vesti.ua политолог Алексей Буряченко, высока вероятность, что Мишель Терещенко привлечет внимание иностранных СМИ к судьбе усадьбы, “используя таким образом не только юридическую процедуру”. 

Это значит, Верховный суд если и поставит точку, она станет запятой или многоточием. Если шум вокруг особняка продолжится, могут быть и политические последствия, не исключает Алексей Буряченко: “Любой скандал с застройкой так или иначе сказывается на Виталии Кличко, особенно сейчас, на фоне скандалов с убежищами, взбесившимися эвакуаторщиками, высаживанием цветочков… Будет ли оно иметь влияние на политическую повестку Киева? Опосредованно – скорее “да”, чем “нет”. Это не какой-то топ-скандал, что все заинтересовались, включились, но это еще одна “монетка” в копилку проблем, что накопились в Киеве в каденцию Виталия Кличко”. 

Тем более, судя по открытым данным, торговое здание на бульваре Шевченко в столице площадью 550 квадратных метров стартует в цене от 58-60 млн грн. (почти 2 млн долларов США).


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.