Репортаж из бывшего санатория "Дубки", где живут пострадавшие от российской агрессии: “Всех своих знаем, чужих не пустим”.
Репортаж из бывшего санатория "Дубки", где живут пострадавшие от российской агрессии: “Всех своих знаем, чужих не пустим”.
Прошел год с того момента, как был освобожден Ирпень. Напомним, в результате боевых действий в городе было повреждено около 70% жилого фонда. Тысячи ирпенцев остались без жилья и сейчас вынуждены скитаться по родственникам, друзьям или съемным квартирам. Временное, бесплатное жилье получили немногие из нуждающихся – их поселили в комнаты бывшего санатория "Дубки" и в модульном городке.
Как живут во временном городке ирпенцы, на что надеются – узнали Vesti.ua.
В мае прошлого года в Ирпене на базе бывшего санатория "Дубки" местные органы власти открыли временный приют для тех, чье жилье было разрушено в ходе боевых действий. А в Ирпене серьезно пострадало более 10 тысяч жилых помещений. Именно тогда в старом корпусе бывшего санатория стали появляться первые жители из числа льготников и социально незащищенных слоев населения. Несмотря на то, что окна комнат были затянуты пленкой, отсутствовала горячая вода, не было возможности постирать и приготовить еду, число желающих получить временный приют росло. Люди возвращались в город, вопреки призыву мэра оставаться там, где они сейчас находятся, так как с жильем проблемы. Сегодня, практически год спустя, Vesti.ua снова посетили санаторий "Дубки", чтобы узнать, что же изменилось. И, если честно сказать, многое.
Во-первых, территория, где раньше росли деревья, теперь занята модулями.
Во-вторых, одноэтажный старый корпус санатория сегодня не узнать – в оконных рамах появились стекла. На окнах висят занавески и шторы, а подоконники украшают горшки с комнатными цветами и фигурками. Видно, что жители стараются создать уют. Возле корпуса появилась внушительная сушка для белья, к которой то и дело подходят местные жительницы: кто повесить постиранное, кто снять высохшее. Преимущественно во дворе вертятся пенсионерки и дети.
"Да, почти год тут живем. Уже привыкли к условиям. Даже зиму пережили без света и тепла. Отопление нам дали поздно, в ноябре, а потом начались отключения света. Кутались во все что могли и даже в одежде спали", – рассказывает Светлана.
Но хуже всего было с готовкой еды. Те электроплиты, что установили, сломались, а маленькие, на две конфорки, все к ним в очередь стоят. И проблемы возникают: одним хочется варить три часа холодное, а другим нужно приготовить гарнир или же поджарку сделать, говорит Алла. И утверждает, что быт плохо налажен. Вот одна из стиральных машин начала уже протекать, а установили новые прошлым летом, спонсоры подарили.
"Вот если бы нашелся спонсор и подарил в каждую комнату по электроплите, пусть даже на одну конфорку, вот это было бы здорово. А то их не накупишься. Они не долговечны и сгорают", – сетует Алла.
Как признались местные жительницы, с благотворительностью уже туго. Если в прошлом году давали хорошие продовольственные и промтоварные пайки, то в этом году помощь резко сократилась. Только перед Пасхой бесплатно раздавали куличи. Ну это и не удивительно, так как Ирпень, несмотря на все разрушения, уже утратил статус зоны, где велись боевые действия. Поэтому и люди, получившие временное жилье, теперь могут рассчитывать только на собственные возможности и на адресную помощь.
"Если кто-то захочет помочь, пусть каждому раздаст, а не передает это коменданту всего нашего городка. У него ничего не выпросишь. И мы даже знать не будем, что и сколько дали. Вот если сломается стиралка, он нам новую не даст, хотя знаем, что еще летом ему на хранение новые давали, запасные", – утверждают старожилы "Дубков".
Как признались женщины, благотворительная помощь сейчас – большая редкость, но все же есть. Вот пришла парикмахер – наводить красоту дамам.
А так уже какую неделю тут лечат зубы местным жителям стоматологи израильского центра. По-прежнему обедами кормит World Central Kitchen, и не только жителей модульного городка, которых становится больше с каждым днем, но и социально незащищенных жителей Ирпеня. Но все строго, по талонам.
"Как только освободили Ирпень, мы готовили для всех жителей и кормили в школе №17. Но как только открылась столовая в "Дубках", на День независимости, мы сюда перешли. Но кормим не только обитателей городка в "Дубках", еще и кормим проживающих в модульном городке в Буче, а также местных жителей из числа социально незащищенных: пенсионеров, людей, утративших имущество, переселенцев. Мы выдаем талоны, потому что начали злоупотреблять: приходил один человек, а набирал по несколько порций с собой, якобы для больных родственников. И после этого решили на вынос давать только одну порцию и только на того, кто талон предъявит. То есть или же ешь на месте, или же уноси с собой", – рассказывает администратор столовой Анастасия Рогочко.
Сегодня в "Дубках" кормят приблизительно 500 человек, рассказывает Анастасия. И, как отмечает девушка, пока удается находить деньги на продукты питания, цены на которые постоянно растут. Помогают иностранные спонсоры и доноры. Но как долго это продлится – неизвестно.
Модульные домики, которые предоставила Польша, резко выделяются на фоне старого кирпичного здания – единственного, что осталось от санатория, построенного еще в советскую эпоху. И продолжают устанавливать новые, расчищая площадь. Два модуля еще пустуют, туда подводят канализацию и свет. Хотя говорят, что все комнаты уже распределены. В каждом модуле – 21 комната на четыре койко-места, женский и мужской туалеты, душевые, кухня, игровая детская и прачечная. Все здесь работает на электричестве. Поэтому во время отключения света зимой пришлось несладко.
"Сами по себе домики теплые, но когда отключали свет и пропадало отопление надолго, пришлось померзнуть. А когда давали свет, видели бы вы, какая была суета: кто-то бежит стирку запустить, кто-то чайник греет, кто-то еду готовить или в душ… В общем, суета и толкотня. Главное было, ни с кем не поругаться. Ведь люди проживают разные, а тут – как в общежитии, нужно договариваться и уступать", – рассказывает жительница модульного городка Тамара.
А среди жильцов, кого в одно место проживания загнала беда, люди с разными характерами, и ссоры на бытовой почве здесь не редкость. Как признаются собеседницы пенсионного возраста, если одни хотят тишины и спокойствия, найдутся такие, которые любят шумные компании. Особенно молодые люди.
"Ой, бывает, что собираются выпить. Молодежь. И всякое бывает. Ну, там, не только шум, но и скандалы. Как-то было, что тут один мужчина с ножом бегал за соседями. Полицию пришлось вызывать. Но это, скорее, исключение из правил. Такого, чтобы тут кто-то кого-то обижал или у кого-то воровал, такого нет. Ну только вот чайники украли из кирпичного корпуса, да и то потому, что корпус не закрывается, а модульные закрываются на ключ. И мы тут всех своих знаем и чужих не пустим. Вот, сидим на скамейке, охраняем вход", – шутит Нина, которая вместе с соседкой по комнате греется на солнышке.
Как рассказывают женщины, обеим некуда идти. У Тамары на днях сносят ее дом на улице Севериновской, где была квартира, а у Нины не восстановили после пожара. Да и ее квартира полностью выгорела, у женщины ничего не осталось, и ей приходится начинать жизнь с чистого листа. И это в 70 лет...
Как считают местные обитатели, им очень повезло, что нашлось место в модульном городке, потому что желающих тут поселиться очень много. Сотни людей обивают пороги мэрии в надежде на койко-место. Но и есть такие, кому его дали, но они здесь не проживают. А место держат, и никто это не контролирует.
Но, с другой стороны, это и понятно, не у многих получается выдержать стресс и адаптироваться к новой жизни в новых реалиях. Из первых поселенцев уже двоих нет в живых – не выдержало сердце. В модульных домах тоже уже были похороны. И, как пожаловались женщины, скорые не приезжают на вызов к старикам в модульный городок. А в комендантский час нет возможности никуда больного отвезти, даже если и находится машина. Вот и умирают люди, не дождавшись помощи.
И настроение жителей не назвать радужным. "Я вам передать не могу, как я хочу домой, но дома нет. Он полностью разрушен. Я даже не знаю, успею ли его отстроить до своей смерти на свою мизерную пенсию. Нам никто не обещает помочь, вот как в Буче, нашелся иностранец и строит дома людям. У нас пока только их сносят. Я никогда в жизни не жила в общежитии, но на старости лет тут оказалась. Чтобы не сойти с ума, завела собаку, взяла из приюта. Вот с ней вдвоем коротаем время. Я уже даже не строю никакие планы. Очень тяжело жить", – признается комендант Нина.
Как признались все обитатели модульного городка, они чувствуют, что застряли здесь надолго, если не на всю жизнь. Люди не верят, что им когда-нибудь дадут собственную квартиру или же отстроят частный дом вместо разрушенного, стертого с лица земли. По сути, маленькая комнатушка или же койко-место – это единственное, что у них есть, на что они сейчас могут рассчитывать.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.