Сокращение школьных предметов только на первый взгляд безобидная и прогрессивная идея.
Сокращение школьных предметов только на первый взгляд безобидная и прогрессивная идея.
Новый министр образования Оксен Лисовой предложил сократить количество предметов в школе, чтобы оптимизировать учебную программу. По его словам, на детей сейчас и так накладывается излишняя психологическая и умственная нагрузка.
Идея Лисового не нова. Последние десять лет о реформировании школьного образования, включая сокращение предметов, говорит каждый министр, но существенных изменений не происходит. Дело в том, что сокращение школьных предметов только на первый взгляд безобидная и прогрессивная идея, но на практике это будет означать сокращение педагогов, переписывание методичек и учебников, реформирование всех школьных и экзаменационных программ.
Эксперты, опрошенные Vesti.ua, соглашаются, что с обучением “делать что-то надо”, но что именно и какой из этого будет толк – не может сказать никто.
Министр образования Оксен Лисовой заявил, что сегодня в 7-9-х классах дети изучают около 20 предметов.
“В конце концов, дети все равно сосредотачиваются на тех предметах, которые выбирают для себя как приоритетные. Это я вижу и как отец, и долго наблюдал как директор Малой академии наук. Фактически вопрос стоит не столько о том, сколько должно быть предметов, а как оптимизированы обучающие программы, какую нагрузку получают дети на уроках и во время домашней работы, в какой форме проходит обучение”, – написал министр на своей странице в Facebook.
Как подчеркнул министр, необходимо создать для детей возможность получить качественное, полезное и современное образование, и предложил украинцам высказать свое мнение и поделиться опытом обучения за границей.
Мнения разделились. Кто-то из родителей отмечает скучное преподавание учителями предпенсионного или пенсионного возраста. Кто-то считает, что учебники переполнены ненужной информацией, которую можно сократить. Часть родителей голосует за отмену домашних заданий и минимум контрольных и тестов, чтобы снять лишнюю нагрузку, видимо, в первую очередь с себя.
В свою очередь, учителя жалуются на переполненные классы, и на то, как сложно каждому из 36 учеников онлайн донести знания.
Есть и такие, кто предлагает сократить “ненужные предметы": историю, географию и т. д. То есть те предметы, которые требуют запомнить информацию, которую можно “загуглить”. “Оставить только развивающие предметы, как математика, физика, язык и литература, а также биология и химия”, – высказал мнение Виталий Слинко. А потом добавил, что и язык не обязательно учить, так как современный человек чаще пользуется компьютером, чем ручкой и бумагой, а компьютер сам правильно редактирует. А вот литературу учить надо, так как она формирует воображение, образное мышление, развивает память. Поэтому ее сокращать нецелесообразно.
Правда, нашлись и те, кто считает лишним предметом саму математику, и предлагают изучать ее в старших классах по желанию.
Преподаватель математики Здолбуновского лицея №4 Татьяна Куц, комментируя эту дискуссию, отметила, что следует взвешенно подходить к тем предметам, на изучение которых есть запрос общества. Учительница считает, что в ближайшее время нужно будет восстанавливать страну (естественные математические предметы и технологии), воспитывать детей в большой любви к родной стране (история Украины, ее язык и литература) и развивать умение общаться на иностранном языке. “На изучение этих предметов и нужно делать акцент. Что касается остальных, то целесообразно было бы сделать интегрированные курсы и не задавать по ним домашних заданий. И, что очень важно, создавать условия для очного обучения детей”, – подчеркивает учительница.
По мнению экс-министра образования Станислава Николаенко, вопрос этот очень острый, но нужно начинать с восстановления деятельности комиссии или же госпрограмм. Профильные научные институты по содержанию отбирают предметы: физику, алгебру и т. д. Академия педагогических наук делает анализ: изучает, что и как учат в разных странах, и, сравнивая учебные программы разных стран, отбирает самые актуальные предметы. И уже потом авторы пишут учебники. И такая комиссия должна работать постоянно и обновлять учебную программу каждый год.
“В результате такого анализа будет понятно, нужно ли сокращать предметы и какие. Но однозначного вывода не будет, потому что для одних типов школ нужно будет давать одни знания: у гуманитарных меньше математики, а в математических – меньше гуманитарных предметов. Министр правильно ставит вопрос, но решать нужно комплексно, не торопясь”, – считает Станислав Николаенко.
Мнение родителей тоже нужно спрашивать, но все-таки доверять следует мнению ученых, педагогов, профессионалов, отмечает экс-министр.
“Я бы все дополнительные предметы, к примеру, финансовую грамотность, выкинул, оставил бы классические: химия, физика, математика, история, география, языки и литература. Но сделал бы больший акцент на трудовое обучение – современное технологическое инновационное обучение. Ведь нужно учить детей работать руками, ведь рука – это продолжение ума. Увы, не все пойдут учиться в профтехучилища, часть пойдет в университеты, но нужно, чтобы они имели профессиональные навыки работы руками. Увы, у нас убивается профтехобразование, и сегодня не найти профессионального сантехника, электрика из-за того, что профессия малооплачиваемая, если человек не работает сам на себя”, – рассказывает Станислав Николаенко.
Доцент кафедры психологии управления ГУВО "Университет менеджмента образования" и ведущий научный сотрудник Института одаренного ребенка НАПН Украины Валерий Киричук считает, что сокращение предметов не повысит качество образования. Главная нерешенная проблема – мотивация детей к обучению. По данным исследований института, проводимым в системе мониторинга, ценность обучения и труда в течение двадцати последних лет снижалась постоянно. Особенно это отмечаем за последние три года, когда начали практиковать онлайн и смешанную учебу.
“Очередной сорок пятый диагностический срез, проведенный осенью 2022 года, показал, что уже у большинства учеников заведений среднего образования желание учиться и посещать школу вообще полностью отсутствует. Но даже у каждого третьего ученика ценности обучения даже носят уже деструктивный характер”, – отметил Валерий Киричук.
Дальше, по его прогнозам, будет еще хуже. Причин очень много, основная – отсутствие цели и системности в образовательном процессе в нашей старой классно-урочной системе, которую уже давно нужно было изменить, а не тратить время и ресурсы на ее постоянное реформирование.
Как отмечает экономист Алексей Кущ, признак дегенерации общества – это утрата тяги к знаниям, образованию или науке. Так как именно наука в человеческом обществе является эволюционным импульсом. То есть общество, которое пренебрегает знаниями, – деградирует или, простыми словами, становится “обществом дегенератов”.
“Новый министр образования говорит о необходимости сокращения количества предметов в школе: мол, большая информационная нагрузка на детей в период ковида и войны. Скорее всего, первыми будут ликвидированы такие предметы, как география и история. Кстати, это именно те дисциплины, которые формируют кругозор современного человека”, – ужасается экономист.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.