Работодатели часто пользуются безысходным положением ВПЛ.
Работодатели часто пользуются безысходным положением ВПЛ.
С каждым днем в Украине становится все сложнее найти работу, особенно хорошо оплачиваемую. По сути, зарплата застряла на довоенном уровне, часть предприятий перестали работать, и, соответственно, вакансий стало меньше. Еще одной особенностью рынка труда военного времени стали сотни тысяч переселенцев, которые в поисках заработка существенно влияют на ситуацию в целом.
По оценкам НБУ, несмотря на усилия предприятий по содержанию работников, война обусловила неслыханный до сих пор скачок уровня безработицы (около 35%). Из-за глубокого спада экономической активности и миграции по причине безопасности рисков в прифронтовых регионах значительная часть населения потеряла работу. Незначительный финансовый запас прочности заставлял украинцев активно искать работу. Уровень безработицы значительно возрос и вследствие выезда части населения из числа рабочей силы прежде всего потому, что вынужденные мигранты – как в пределах страны, так и за границей – часто не считали поиск работы приоритетным. Впрочем, если бы мигранты оставались в Украине и активно искали работу, уровень безработицы вырос бы еще больше. Сдерживала увеличение безработицы также мобилизация в ряды защитников Украины.
Но есть и другая проблема – больше всего нетрудоустроенных среди внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). Как сообщает Киевский городской центр занятости, только в столице каждый восьмой зарегистрированный безработный является ВПЛ. По данным на 11 августа 2022 года, на учете в столичной службе занятости состоял 1761 безработный со статусом внутренне перемещенного лица. В общей сложности их насчитывалось 12% в общем количестве безработных. С начала 2022 года статус безработного в городском центре занятости приобрели 3,5 тыс. внутренних переселенцев. Притом что Киев входит в тройку регионов с наибольшим количеством проживающих ВПЛ.
Но с трудоустройством возникают проблемы. На середину августа 246 работодателей столицы получили средства по программе компенсации расходов на оплату труда за трудоустройство 657 внутренне перемещенных лиц во время военного положения в Украине. Но это только официальное трудоустройство через центр занятости. При этом люди ищут работу всеми возможными способами и признаются, что найти что-то приличное очень сложно.
Владимир из Северодонецка ранее работал электриком на коммунальном предприятии. В Виннице, куда он переехал после захвата родного города, ему не удалось найти работу по специальности.
"Куда я только ни ходил, везде отказывают под самыми разными предлогами. То возраст не подходит, то работа тяжелая. То уже занято место. Зарегистрировался на бирже труда. Но вот уже три месяца тишина. Хоть все инструменты остались в Северодонецке, купил новые и зарабатываю частным образом, так как нужно арендовать квартиру. У нас ребенку девять месяцев. Пока не жалуюсь. Хотя хотелось бы иметь постоянную работу, так как решили остаться и обживаться в Виннице", – рассказывает Владимир.
Как отметила Ирина Ворона, переселенка из Херсона, она уже четыре месяца ищет работу, и этот поиск заставляет ее переезжать из региона в регион. Как отметила женщина, она уже поняла, с чем придется столкнуться.
"Если ты ВПЛ, все, что предлагают, – низкооплачиваемую работу, около 10 тысяч гривен. Или же временную. Аргумент – вы же переселенцы. Вот все успокоится, вы обратно поедете. А нам временные сотрудники не нужны. Прописка, а точнее справка о ВПЛ – гарантия того, что будут отказывать. На тебя смотрят, как на второй сорт. В одной из торговых точек мне заявили, что переселенцев не берут, так как боятся, что они могут обворовать и уехать. В другой точке предложили зарплату меньше, чем местным, и объяснили это тем, что это страховка, а на самом деле – эксплуатация. На малооплачиваемые вакансии среди претендентов – только переселенцы, местные не идут. А именно переселенцам нужны деньги, чтобы хоть как-то наладить быт. Купить необходимое, те же чашки и тарелки", – отмечает Ирина Ворона.
Действительно, на рынке труда возникла непростая ситуация. Работодатели очень часто пользуются безысходным положением ВПЛ и предлагают им зарплату намного меньше, чем у других сотрудников.
"Во время военного положения многих сотрудников уволили, одних перевели на полставки, других отправили в отпуск, бизнес экономит. Но при этом образовались новые рабочие места за счет уехавших за границу. Скажем, сегодня запросто можно встретить мужчин – продавцов нижнего женского белья, хотя традиционно это считалось исключительно женским делом. Но сегодня наблюдается такая тенденция, что ВПЛ на рынке труда совсем не ценят, им непросто найти хорошо оплачиваемую работу на новом месте, если до этого не работали в какой-то из компании, представительства которой есть в других регионах. Работодатели уверены, что ВПЛ согласятся на любые условия", – отмечает специалист по подбору персонала Светлана Степанец.
Стоит учитывать и региональные особенности. К сожалению, местные работодатели отдают предпочтение местным соискателям, нежели приезжим, подчеркивает Светлана Степанец. И такое, увы, будет наблюдаться еще долгое время. Более того, такое уже было в 2014-2016 годах, когда было массовое переселение людей из Крыма и Донбасса. Но тогда часть людей, которые не нашли себя на материковой Украине, вернулись. Сейчас такого не будет.
Еще одной особенностью нынешней ситуации стал профессиональный состав переселенцев. В 2014 году из зоны боевых действий выезжал в основном средний (или креативный) класс, который быстро адаптировался к жизни в столице. Сейчас среди внутренне перемещенных лиц значительный процент занимают бывшие работники крупных промышленных предприятий Мариуполя и городов Донбасса, где идут боевые действия.
В Киеве таким людям найти работу сложно, ведь подобных производств тут нет. А в промышленных городах – в Запорожье, Кривом Роге, Днепре – предприятия не готовы принять такое количество работников, ведь отрасль сейчас находится в глубоком кризисе из-за разрыва производственных цепочек. Поэтому бывшие металлурги вынуждены переучиваться.
“В 2014 году россияне не ровняли заводы с землей, видимо, в надежде их запустить. Сейчас они нас лишили не только города, но и места работы, поэтому мы с мамой приехали сначала в Днепр, потом в Киев”, – рассказывает переселенец из Мариуполя Андрей. До войны он работал на заводе “Азовсталь”.
По его словам, в Днепре он не смог оперативно найти работу – город и так перегружен беженцами, а в Киеве уже спустя месяц после прибытия вышел на работу на ТЭЦ.
“Сразу зарегистрировался в бучанском военкомате – таких, как я с Мариуполя, четверть очереди, наверное, было. Регистрируются, потому что это требование работодателя. Следовательно, работа для переселенцев есть. Конечно, мои новые обязанности на ТЭЦ отличаются от работы на “Азовстали”, но было бы желание работать”, – рассказывает Андрей, добавляя, что знает таких металлургов, которые уже работают бариста.
Еще одна переселенка из Лисичанска Ирина – по профессии бухгалтер. С марта по июль она жила в городке на западе Украины. И даже там она нашла работу. “Вначале пошла кассиром в супермаркет, потом уже по профессии. После опыта на НПЗ (Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. – Ред.) найти работу несложно. После переезда в Киев нашла работу через две недели. Не сказать, что крупная зарплата, но на аренду квартиры в пригороде и еду вполне хватает”, – рассказывает нам Ирина.
По прогнозам НБУ, до конца года уровень безработицы сократится с пиковых значений во втором квартале 2022 года благодаря восстановлению экономики и увеличению спроса на рабочую силу. Впрочем, как и в других странах (например, бывшей Югославии), даже после окончания активных боевых действий безработица будет медленно снижаться и оставаться на высоком, нежели раньше, уровне из-за долгосрочных последствий войны.
В целом, говорят в НБУ, номинальные зарплаты в 2022 году сократятся на 12%, а в реальном измерении – на 27%. Далее с восстановлением экономики, оживлением спроса на рабочую силу номинальные зарплаты будут быстро расти и превысят довоенный уровень уже в 2023 году. Но из-за инфляции реальные зарплаты даже в конце 2024 года будут все еще ниже довоенного уровня.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.