Кабмин предлагает новый вид наказания взамен ограничения свободы.
Кабмин предлагает новый вид наказания взамен ограничения свободы.
В Украине может появиться новый вид наказания за преступления – пробационный надзор. Правительство зарегистрировало в Верховной Раде законопроект. Если парламент его одобрит, в тюрьмах и СИЗО освободятся места, а госбюджет получит деньги. Что за новация и не стимулирует ли она рост преступности, разбирались Vesti.ua.
Статья 51 Уголовного кодекса Украины предусматривает как один из видов наказания ограничение свободы – это содержание осужденного в уголовно-исполнительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора и с обязательным привлечением к труду. Согласно ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса Украины, такое наказание реализуют по отношению к осужденным исправительные центры.
Однако практика выполнения этого наказания, как говорится в пояснительной записке к правительственному законопроекту “О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины об обеспечении эффективной работы пенитенциарной системы в условиях военного положения”, свидетельствует, что “на сегодня в Украине фактически не создано учреждений открытого типа – исправительных центров, которые бы соответствовали требованиям этого вида наказания”. А те, что есть, по техоборудованию, архитектурному решению и организации деятельности мало чем отличаются от исправительных колоний минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания. Отсутствует регламентация содержания лиц за нетяжкие преступления и тех, кому отбывание части срока заменили на более мягкое наказание, а также особый режим для осужденных сотрудников правоохранительных органов и судебной системы.
Еще одна проблема – СИЗО. В 2021 году суды отдавали предпочтение содержанию под стражей как превентивной мере. Например, суды удовлетворили 13 396 ходатайств о взятии под стражу, о домашнем аресте – 8122, о залоге – 261, о личном поручительстве – 11 ходатайств. Характерно, что, согласно пояснительной записке, СИЗО переполнены именно теми, кто ожидает решения суда.
Разрабатывало законопроект Министерство юстиции, документы подписаны министром Денисом Малюськой. Он предлагает три существенных изменения.
- с учетом имущественного состояния обвиняемого или подозреваемого, которое существенно усложняет внесение залога, можно вносить залог частями в течение одного года, первый взнос – не менее 10% и не позднее 10 дней с даты избрания меры пресечения;
- если определена мера пресечения в виде содержания под стражей, обвиняемый может внести 50% при сроке содержания под стражей более 6 месяцев, 30% при сроке более 12 месяцев, 25% за более 24 месяца содержания под стражей и 10% при содержании под стражей более 36 месяцев. То есть сумма залога сокращается;
- залог можно вносить и не деньгами (квартирой, например);
- предельный срок содержания в СИЗО – 12 месяцев для нетяжких преступлений, 24 месяца – для тяжких и 48 месяцев – для особо тяжких преступлений.
Согласно финансово-экономическим расчетам, прилагаемым к законопроекту, поначалу госбюджет будет тратиться на создание дополнительных рабочих мест. Согласно этому документу, в 2023 году лиц, осужденных к ограничению свободы, ожидается 1700 человек, лиц, которым суд определит меру пресечения в виде залога – 300 человек. Для того чтобы обеспечить их честным трудом, в 2023 году потребуется 25 млн 33 тыс. 800 грн., в 2024 году – 21 млн 574 тыс. 100 грн. и в 2025 году – 22 млн 234 тыс. 500 грн.
Однако эти средства, как ожидает Минюст, будут компенсированы сокращением расходов на содержание таких лиц под стражей.
Эксперты в целом позитивно оценивают предлагаемые новации. Адвокат по уголовным делам Сергей Слинько приветствует пробационный надзор. “Почему бы и нет? То, что человек сидит в тюрьме, – не значит, что он исправится, потому что с человеком надо работать. Пробационный надзор как раз и заключается в том, что с человеком работают (в том числе психологи), помогают встать на путь исправления. Зачем ограничивать свободу, если можно осуществлять надзор, и это будет эффективнее? То есть он совершил преступление, он подлежит наказанию и должен его понести, но одновременно с наказанием надо постараться помочь ему исправиться, – считает он. – Я встречал таких людей, которые исправлялись. Я видел наркомана с большим стажем, неоднократно судимого, который отказался от наркотиков, пошел работать, появилась семья, ребенок, и он стал полноценным гражданином страны. Он сам пересмотрел свою жизнь, но, думаю, те, кто с ним работал, также повлияли на его поведение”.
Тем более что пробационный надзор согласуется с европейской практикой содействия исправлению осужденных.
Комментируя ограничение предельных сроков содержания в СИЗО, Сергей Слинько подчеркивает, что есть случаи, когда люди сидят в СИЗО по 5-7 лет, хотя они не осуждены и их вина не доказана. “Это не массовые случаи, но они есть”, – уточняет он. И, конечно, держать под стражей человека, вина которого не доказана, вряд ли справедливо.
По его мнению, также справедливо предлагается соизмерять залог с имущественным состоянием человека, вносить его частями и даже необязательно в виде денежных средств.
Учреждения пенитенциарной системы действительно переполнены, рассказала Vesti.ua юрист и правозащитник ГО “Альянс Украинского Единства” (ГО “Альянс Української Єдності”) Анна Скрипка, ведь законопроект об амнистии к 30-летию независимости Украины не был принят, учреждения из регионов, где идут боевые действия, эвакуируются (например, из Запорожской области), плюс к тому некоторые из них перепрофилируются под лагеря для военнопленных. “Нецелесообразно держать там столько людей, поэтому Министерство юстиции и предлагает этот законопроект. Я думаю, экономически это целесообразно. Похожий законопроект – об альтернативных видах наказаний – был внесен до войны, и его не то чтобы не поддержали, он просто “остановился”, сейчас внесен другой. Все (в учреждениях пенитенциарной системы) уплотняется, и поэтому предлагаемые новации их разгрузят”, – полагает она.
Приветствуя большую гибкость по залогам, Анна Скрипка подчеркивает пользу также предлагаемых мер по разгрузке СИЗО: “Если, например, суд не может пять лет рассмотреть дело, то почему человека, чья вина не доказана, держать под стражей? Значит, прокуратуре не хватает доказательств. Или закрывайте дело, если не можете доказать виновность, или выпускайте людей под домашний арест или под залог. Там же прописывается, что человек может с электронным браслетом ходить”.
Когда речь заходит о пенитенциарной системе, есть опасения, как это скажется на преступности, о возможном росте которой недавно предупреждало МВД. Анна Скрипка полагает, что такая вероятность вообще отсутствует или минимальна: “Давайте проведем параллели с “законом Савченко”. Вышло (на свободу) очень много людей, пересчитали срок многим, и разве выросла преступность? Не было такой тенденции к росту. Например, если ограничение свободы, почему должна вырасти преступность? Они же осуждены за легкие статьи, за кражу куска хлеба или коньяка, или телефона. Это не такое страшное преступление, чтобы человека держать за решеткой, это экономически нецелесообразно. Подчеркну, ничего страшного не произошло в 2017 году, не произойдет и сейчас”.
Тем более после 2017 года статистика правонарушений только улучшилась, подчеркнула адвокат, кандидат юридических наук и управляющая “Адвокатским бюро Анны Даниэль” Анна Даниэль.
“Начиная с 2017 года, в Украине продолжается улучшение криминогенной ситуации, – отметила она. – Данные статистики в 2020 году наилучшие за последние 10 лет. В начале полномасштабного вторжения РФ, по сообщениям МВД, уровень преступности снизился, одновременно процент раскрываемости преступлений вырос. Проблема причин преступности – центральная и наиболее сложная из всех в криминологии. Среди причин, как правило, называют определенные негативные обстоятельства общественной жизни, мотивацию антисоциального поведения. Единой причины не существует. Законопроект как раз и призван обеспечить исправление правонарушителей без изоляции, непосредственно на количество преступлений он повлиять не может, и задача такая не ставилась”.
Анна Даниэль также рассказала, что при назначении пробационного надзора в обязанности осужденного будет входить:
Суд может обязать осужденного к пробационному надзору также:
Обязательства может наложить и уполномоченный орган:
Комментарий от народа. Хорошо смотрится на фото министр юстиции Малюська в медицинской маске и на нарах. По виду комната похожа на хостел, но все-таки нары.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.