С 1947 года 1 января стало выходным днем. Это единственная ночь в году, когда все не спят, а едят. Или даже жрут. А некоторые прямо «нажираются».
Такая история случилась с хирургом Лукашиным, который объяснял свой казус – перелет из Москвы в Ленинград – тем, что «31 декабря мы с друзьями ходим в баню!». Эта фраза стала культовой. Как и другая – о заливной рыбе.
Уже и рыбу заливную никто не делает, кроме пожилых людей. Из стандартных блюд остались разве что оливье и селедка под шубой. Реже – холодец. Советского шампанского тоже нет. А ситуация, описанная в фильме, когда выпившего в бане Лукашина такие же подшофе друзья посадили на самолет из Москвы в Ленинград по чужому билету, вообще невозможна. Это в 60-е и 70-е гг. советские граждане могли летать без предъявления паспорта. Потому что не было ни терроризма, ни угонов самолетов.
Билет стоил недорого, и самолет был не роскошью, а средством передвижения. Сейчас пьяного Лукашина не только не взяли бы на борт, но и оштрафовали за неподобающее состояние. И вообще, где его ПЦР-тест, сертификат о вакцинации и документы, подтверждающие право перемещаться по стране и миру?
В 2021-м многое поменялось. И не в лучшую сторону. Например, как и герой любимого фильма, каждый год мы с подругами ходим в баню. Не 31 декабря как Женя Лукашин, потому что кто-то должен нарезать оливье и другие салаты для праздничного стола, а 30-го или 29 декабря.
В нашем спорт-клубе есть банный комплекс с бассейном: русская баня, турецкая, она же хамам, и финская. Но в этом году в баню мы не попали. Потому что теперь комплекс работает не целый день, а по часам. В эти самые волшебные часы народа набивается столько, что пристроиться можно только у кого-то на коленках.
А все потому, что одна из фишек этого года фантастически высокая цена на энергоресурсы. Когда газ в Европе по $2000, не сильно попаришься. В СССР была замкнутая система энергообеспечения, как говорят специалисты, самая совершенная в мире. Поэтому наивные советские люди считали, что раз электричество – это почти бесплатный ресурс, а газа и угля с каждым годом добывают все больше, можно его не экономить.
Теперь мы помешаны на энергоэффективности и энергосбережении. А экономия энергоресурсов стала очень удобной штукой, на которую можно списать любое повышение цен и ухудшение качества услуг. Как правило, у нас это происходит одновременно.
При этом в любой неоднозначной ситуации главное, чтобы выполнялся закон о мове и русским духом нигде не пахло. Была, скажем, банька русская, а стала процедурная. Но с вениками.
Тому, кто не понял, почему она работает лимитировано по часам, а не постоянно, согласно рекламному предложению при покупке абонементов, милые девочки на ресепшене попытаются объяснить. Если вы не вызовете у них доверия и дружеской симпатии, то подчеркнуто на мове. Абы не было жалоб и штрафов. Еще одна фишка 2021 года.
Еще удобно списывать на подорожание энергоносителей все, что украдено до нас. Кругом слышу, что Киев в этом году украшен намного беднее, чем в прошлом. Новая иллюминация на центральных улицах – давно знакомая старая. Такое впечатление, что где-то на складе хранили, вынули, пыль стряхнули и заново развесили. А тендеры (не сомневаюсь) провели как по закупке новой.
Общие расходы на новогоднее декорирование крупных городов оцениваются в десятки миллионов гривен. Даже рейтинги публикуются, кто из областных центров больше потратил. Одна только пропавшая елка на столичном вокзале должна была стоить 5 млн. грн.
Правда, сначала ее там не было. Всполошились прокуратура и даже военная контрразведка, которой, видимо, нечем заняться в предновогодние дни – елку искать вместо диверсантов. Потом пропажу все-таки нашли и начали монтировать на радость прибывающим в столицу для пересадки на пути домой заробитчанам. Даже объявили, что ее стоимость меньше – всего 600 тыс. грн. Хотя в интернете такую же елку можно купить в разы дешевле.
Кстати, еще одна особенность этого года – мода на аренду новогодних елок. Как раньше мы не подозревали, что продукты и перекусы можно заказывать по интернету, а доставляют их «рикши» с рюкзаками на велосипедах и мотороллерах, так и понятия не имели, что елку вовсе не обязательно держать в кладовке целый год, чтобы наряжать одними и теми же игрушками.
Сейчас принцип такой: «Не имей 100 игрушек, а имей достаточно денег». Приезжают специально обученные люди, привозят елку (как правило, искусственную), набор игрушек и украшений в актуальном тренде сезона. Все это собирают у вас дома. А после окончания праздника разбирают и увозят.
Выбрать дизайн арендной елки можно по картинке в интернете. Зависит он, естественно, исключительно от толщины кошелька заказчика. Последний писк моды – несколько елок в квартире, По принципу матрешек: мал мала меньше. И чтобы одна елка обязательно была в шляпе.
Кстати, к главной елке страны на Софийской площади Киева претензий нет. Она хороша. Не случайно там ежедневно столпотворение народа. Естественно, все без масок, кроме карманных воров. Никаких справок о вакцинации никто ни у кого в толпе не спрашивает. Гуляй, «Омикрон»!
И настроение у праздничной толпы, как у героев прогремевшего в последние дни уходящего года фильма «Не смотрите наверх». Что-то из серии: «да чего уж там себя ограничивать, все равно скоро помрем». Этот фильм – еще одна фишка 2021-го.
Картину с голливудскими звездами посмотрели многие. Я в том числе. Неоднократный лауреат премии Оскар Мэрил Стрип в роли американской президентши-идиотки – это нечто! Хорош и постаревший Леонардо Ди Каприо в роли астронома, обнаружившего смертельный для планеты астероид, но согласившегося подыгрывать власти.
Но что самое забавное? Пошли мы вместо бани в кино. Посмотрели этот «жизнеутверждающий» фильм. Вышли поздно вечером. Идем по центру города. Рассуждаем о том, что никто не знает, что будет завтра и не упадет ли на землю астероид. Или банальнее – кирпич на голову кому-то из нас. Не говоря уже о смертельно опасных «деточках» за рулем родительских авто. И вдруг замечаем возле автоматической туалетной будки какую-то суету.
Есть такие объекты «малой архитектуры», расставленные в центре Киева. На самом деле они прикольные. Такие себе мини-туалеты будущего. Платишь карточкой в терминале снаружи. После этого дверь волшебным образом открывается, запускает страждущего внутрь, где обстановка вполне цивилизованная. Для выхода нужно нажать кнопку.
Идея отличная, вполне европейская. Но поскольку ничего в нашей стране не работает так, как задумано, туалетные будки долго не могли «научиться» списывать деньги с карточки. Потом научились. После чего неоднократно были жалобы, что деньги списали, а «Сим-Сим» не открылась.
Но апофеоз казуса это тот случай, когда вы зашли, дверь закрылась, а кнопка открывания дверей не срабатывает. На стене написано, что автоматически дверь открывается через 15 минут. Не факт.
Так и в этом случае. Как мы поняли постскриптум, шел мужик, иностранец. Увидел оазис туалетной цивилизации. Зашел. А выйти не может. Куда звонить – непонятно, надписи, разумеется, только на мове.
Он там еще стучать пробовал, но никто его не слышал. Пока еще один потенциальный экспериментатор не подошел нужду справить. У него деньги с карточки списались, а дверь не открылась. И когда он завозмущался вслух, изнутри раздались вопли: «Хэлп ми».
Вызвали наряд полиции. Оказалось, что туалеты взламывать они не умеют. Позвонили еще в какие-то службы спасения. К моменту, когда мы проходили мимо, как раз пытались вызволить узника из заточения. И, наконец, получилось.
Мы еще с жертвой туалетного заточения поговорили и довели его до метро. Гость столицы Украины со слезами рассказывал, что решил посмотреть город. Сел в автобус. Но билет купить не мог, потому что в киевских автобусах они не продаются. Поставить в телефон программу «Киев цифровой» он не только не догадался, но и не мог – все на мове. Никаких объяснений, что делать нездешнему в общественном транспорте, нет. А тут еще заходят кондукторы.
К счастью, в этот день был глобальный сбой всей системы электронных расчетов на транспорте, поэтому в нем по всему городу не работали электронные валидаторы. Народ возмутился, кондукторы сдались и никого не оштрафовали.
Наш герой вышел. Посмотрел красоты Киева. А под конец прогулки застрял в туалете. В общем, мужик – олицетворение девиза, который наш мэр придумал еще в первый ковидный локдаун: «Нечего шастать».
И правда, чего там шастать? Новый год – это домашний праздник. Запах натуральной, а не искусственной, взятой напрокат, елки. На которую своими руками развешены игрушки, заботливо извлеченные из коробки с семейными реликвиями.
Это оливье, который ничем не заменишь. И холодец, сваренный по бабушкиному рецепту. Нет уже советского шампанского, «Голубого огонька» и боя курантов. Но всегда есть надежда, что следующий год будет лучше. Не теряйте ее. С легким паром и легким годом!
Галина Акимова